Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Задержка психического и психоречевого развития (ЗПР, ЗПРР)

Задержка психического и психоречевого развития

Задержка психического развития (ЗПР) – отставание в психическом развитии ребёнка от возрастных норм.

Диагноз ЗПР означает, что у ребёнка «подтормаживают» высшие психические функции – внимание, память, мышление, и, конечно же, речь.

Заметить ЗПР не всегда легко – если ребёнок социально активен, легко идёт на контакт с детьми и взрослыми, то родители могут обнаружить, что ребёнок не «успевает» за остальными сверстниками в возрасте 5-6 лет. Как правило, именно в таком возрасте детей начинают учить читать, считать, писать и пересказывать, готовить к школе. Тут-то и выясняется, что за бедным словарным запасом, неумением составить простой рассказ по картинке, односложными ответами и кроется задержка психического развития.

Как и со всеми другими нарушениями, ЗПР легче скорректировать при ранней диагностике.

Если вы видите, что речевое развитие ребёнка в 2, 3 года стоит на месте, не ждите «когда сам заговорит», обязательно обращайтесь за консультацией специалиста!

Не нужно слушать знакомых и родственников («А папа ваш тоже поздно заговорил»/ «Подождите, всё придёт») Речевое развитие и развитие интеллекта не передаются по наследству. Ребёнок не «ленится» или «стесняется» говорить, ему нужна помощь специалиста.

Если не принимать во внимание и не компенсировать задержку речевого развития, то следом за нарушенной речью могут пойти нарушения в психоэмоциональной сфере, что диагностируется уже как задержка психоречевого развития – ЗПРР и корректируется гораздо сложнее.

Методы коррекции ЗПР и ЗПРР:

Обязательные занятия с логопедом-дефектологом, не менее 2-3 раз в неделю

Обязательные занятия с нейропсихологом. В случае ЗПР нейрокоррекция особенно важна, потому что нейропсихолог активизирует такие высшие психические функции, как память, внимание, мышление. Подробнее о том, чем же конкретно занимается нейропсихолог, вы можете почитать в статье, или посмотреть наши видео.

Консультация невролога и чёткое соблюдение всех назначений врача.

В нашем центре мы подбираем индивидуальную программу коррекции для каждого ребёнка, поэтому Вы можете быть уверены в том, что результат не заставит себя ждать.

Со своей стороны родитель также должен создать условия, которые помогут наиболее быстро и эффективно решить проблему отставания – выполнять все домашние задания, играть с ребёнком, читать и активно заниматься. Стоит ограничить время, которое ребёнок проводит за компьютером и планшетом, даже если он смотрит только обучающие программы. Почитайте мнение наших специалистов о «развивающих программах» в интернете

Помните, при своевременном обращении ЗПР и ЗПРР возможно скомпенсировать и вывести в норму. Не упустите драгоценное время!

Задержка психоречевого развития у ребенка: почему возникает и как его лечить

  • Последние
  • Популярные
  • Комментируют

Последние

Три знака, которым сегодня можно – и нужно – стричься

В платье цвета фуксии и на шпильках: яркий образ Мелании Трамп

Мидии в сливочно-винном соусе: рецепт от шеф-повара

В пижаме и без макияжа: Настя Каменских показала утренние фото

В платье цвета индиго и с жемчужными серьгами: спикер палаты представителей США на пресс-конференции

Популярные

Гороскоп на 28 августа для всех знаков Зодиака: день начала успешных проектов

Кому из знаков Зодиака повезет на выходных – 29-30 августа

Неудачный выбор наряда: хейтеры поиздевались над платьем Мелании Трамп

Гороскоп на 29 августа для всех знаков Зодиака: день, когда нужно сосредоточиться на чем-то одном

В платье с глубоким декольте: Эмбер Херд отдохнула на яхте

Комментируют

Ого какая: участница шоу «Холостяк» в трусах сексуально позировала за штурвалом яхты

В платье цвета фуксии и на шпильках: яркий образ Мелании Трамп

Мидии в сливочно-винном соусе: рецепт от шеф-повара

В платье цвета индиго и с жемчужными серьгами: спикер палаты представителей США на пресс-конференции

С золотой цепочкой на талии: Хлое Кардашьян подчеркнула пышные формы купальником

  • Популярные
  • Последние

Популярные

Гороскоп на 28 августа для всех знаков Зодиака: день начала успешных проектов

Последние

Мидии в сливочно-винном соусе: рецепт от шеф-повара

  • Facebook
  • Telegram
  • WhatsApp
  • Viber
  • Messenger
  • Twitter
  • Відправити лист

С самого рождения ребенка любящие родители внимательно следят за его развитием. С нетерпением ждут первой улыбки, первого трогательного лепета, первого осознанного слова, но когда в положенные сроки ребенок не улыбается, не гулит, а потом очень долго не говорит, это настораживает родителей и даже пугает. Такие симптомы могут указывать на наличие задержки психоречевого развития (ЗПРР). Но отчаиваться не надо, ибо речь идет о проблемах неврологического порядка, которые можно вылечить, если обратиться к врачу вовремя. Чем раньше, тем лучше для ребенка. А если ребенка не лечить, а просто ждать, пока все само наладится, то в школьном возрасте ему могут поставить другой диагноз: задержка психического развития, а это гораздо серьезнее заболевание, которое лечить довольно сложно.

О том, как понять, что развитие ребенка происходит не так, как нужно, почему так произошло и как лечить такую болезнь, рассказал директор КУ «Второй инклюзивно-ресурсный центр» Житомирского городского совета Алла Шовтюк.

Не надо впадать в отчаяние

Родители должны знать, что задержка психоречевого развития — это не самостоятельное заболевание, оно возникает как следствие поражения центральной нервной системы и проявляется в том, что у ребенка нарушаются внимание, мышление, память, речь, а также наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы. Диагноз «задержка психоречевого развития» ставят детям раннего возраста — до 3 лет. Такие дети требуют особого внимания и своевременной помощи. И чем раньше будет обнаружено заболевание, тем больше шансов на успех этого ребенка. Но родителям не надо впадать в отчаяние, ибо при желании все можно исправить.

Что должно насторожить родителей?

Если в 4 месяца ребенок не издает никаких звуков, никак не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается, не смотрит в глаза, у него повышенное слюнотечение и часто открытый рот, а в 9 месяцев ребенок не лепечет, надо немедленно обратиться к врачу-неврологу. И если ребенку в таком раннем возрасте будет поставлен диагноз «задержка психоречевого развития», надо немедленно заниматься его лечением.

А бывает так, что до года родители не замечают никаких отклонений от нормального развития, а потом оказывается, что ребенок значительно отстает от сверстников. Например, в год он произносит очень мало слов и практически не говорит. Или до трех лет не может повторить за взрослым фразу, говорит очень медленно или быстро глотает слова. Это повод обратиться к врачу. Родителям не надо успокаивать себя тем, что кто-то из родственников тоже поздно начал говорить и, мол, надо просто подождать, пока все наладится само по себе. Особенно, если кроме задержки речи ребенок не может сделать элементарных вещей: поставить кубики один на другой, показать, где у куклы глаза, и так далее.

Читайте также:  Аспергиллез у детей симптомы, аспергиллы в моче у ребенка

Родителям надо знать, что в год ребенок должен говорить около 20 слов, в 2 года – около 60 слов, в 3 года словарный запас ребенка должен составлять примерно 1200 слов.

Причины возникновения задержки развития:

внутриутробная гипоксия ребенка, если плод обвит пуповиной;

наследственные заболевания (если родители в детстве тоже имели определенные нарушения развития);

тяжелые роды матери, особенно стремительные. Почему-то некоторые считают, что стремительные роды — это хорошо и для матери, и для младенца, потому что ребенок очень быстро появляется на свет. Но такие роды — большой стресс для ребенка, и этот стресс имеет определенные последствия;

различные травмы во время родов или в раннем детстве. Инфекции, в том числе от самой мамы, которые были у нее во время беременности;

психоэмоциональные травмы в раннем возрасте, например, когда кто-то ребенка очень напугал или он увидел ссору или драку в семье;

гиперопека, когда родители, желая лучшего, напряженно занимаются с ребенком, опережая его возраст;

плохое отношение к ребенку в семье. Ссоры, побои, отсутствие заботы и любви вызывают заболевания и ухудшение состояния ребенка.

Читайте также:

Кроме того, наша жизнь осложнена экологическими и другими проблемами, которые накладывают свой отпечаток и на здоровье новорожденных. Например, сейчас рожают те, кто пострадал в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а у этих людей есть определенные проблемы со здоровьем. К тому же мы едим много продуктов промышленного производства, в которых много вредных примесей, дышим загрязненным воздухом и пьем загрязненную воду. Как результат — много осложнений и проблем со здоровьем наших детей.

Бывает, что задержка психоречевого развития возникает как один из симптомов довольно сложных заболеваний: ДЦП, эпилепсии, аномалии развития центральной нервной системы, патологии сосудов головного мозга и других.

Кто и как должен лечить?

Обычно, если ребенок плохо говорит, родители ведут его к логопеду, но квалифицированный логопед, увидев симптомы ЗПРР, обязательно направит ребенка к врачу-неврологу на консультацию. Дело в том, что плохая речь – это результат неврологических болезней, а они лечатся и исправляются только благодаря комплексной помощи логопеда, невролога и психолога. Медицинская и педагогическая реабилитация проводятся с применением различных методов: массажа, логопедического массажа, разнообразных упражнений с ребенком, рефлексотерапии и других. В прошлом году по всей Украине было открыто 500 инклюзивно-ресурсных центров, специалисты которых работают именно с такими детьми, своевременно диагностируют нарушения в тесном контакте с врачом-неврологом.

Родители – лучшие педагоги!

Но надо заметить, что сами родители должны сделать все, чтобы избежать ЗПРР у ребенка. Во-первых, матерям обязательно нужно кормить ребенка грудью. Чем активнее малыш будет отсасывать молоко, тем лучше разовьются его мышцы, нужные для формирования артикуляционного аппарата, а значит, ребенок будет лучше говорить.

С самого раннего возраста родители должны петь ребенку колыбельные песни и учить потешки, скороговорки. Например, известные всем «Люли-люли, прилетели гули», «Ладушки» и другие. Не надо ждать, пока ребенку исполнится три года, тогда заниматься будет уже поздно. Надо, чтобы ребенок повторял за взрослыми звуки, а затем слова, знала, где носик у мишки, ушко у зайчика, ножки у куколки и так далее. Тогда и разговаривать она начнет вовремя, а если и возникнут определенные проблемы, то до 6-7 лет специалисты смогут все исправить.

Мультики лучше смотреть вместе с ребенком, а не просто сажать его на несколько часов у экрана, чтобы чем-то занять. Надо объяснять и акцентировать внимание ребенка на события и главную мысль: «Видишь, котик убежал от мамы и поэтому заблудился» или «Волк обидел зайчика, поэтому звери с ним не дружат». Но мультики должны быть понятные, добрые и соответствовать возрасту ребенка.

Читайте также:

Конечно, родители хотят как можно больше развить ребенка, но, когда они пытаются сделать из ребенка вундеркинда, обучая ее с двух лет читать, считать и еще иностранным языкам, это может привести к обратному эффекту: от перегрузки ребенок может уставать, а еще могут начаться определенные психологические проблемы. Кроме того, когда такой развитый ребенок приходит в школу, ему с ровесниками уже не интересно, и надо организовывать что-то на манер инклюзивного обучения для одаренного ребенка. А если переводить ребенка в следующий класс, может быть так, что он готов к обучению по интеллекту, но не готов по эмоционально-волевой сфере. А это определенный дисбаланс, поэтому лучше обращаться к специалисту, чтобы вместе спланировать занятия с ребенком, их уровень сложности и объем нагрузки.

Сегодня во многих детсадах работают группы компенсирующего типа для детей 2 и 3 лет с нарушением речи, где с ними занимаются специалисты и дают родителям квалифицированные советы. И их работа достаточно эффективна. Даже если у ребенка недоразвитие речи первого уровня и он совсем не говорит, специалистам удается сделать так, что до школы ребенок успевает достичь нормы и уже ничем не отличается от своих сверстников.

В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?

В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?

Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» — это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» — киска, носки, кинуть).

Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.

Перечислим признаки значительной задержки речевого развития:

    Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
    Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т. п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
    Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
    Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
    Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
    Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
    Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
    Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
    Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
    Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
Читайте также:  Нейроэндокринные опухоли - причины, симптомы и виды

В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?

    Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо. Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера. Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь ребёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из-за задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХО-речевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе. Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».

В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР?

    Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности. Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается. Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде. Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет. К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды — это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно. Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.

Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в тдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования. Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?

    Чем раньше, тем лучше. Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития. Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2,5 лет. Логопеды — помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.

Какие существуют методы лечения ЗРР и ЗПРР?

    Лекарственная терапия — среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т. д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку. Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет. Альтернативные методы лечения – иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т. п. методы должны также подбираться индивидуально. Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной задачей работы учителя – дефектолога является повышение уровня психического развития детей : интеллектуального, эмоционального и социального. Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель – дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход. Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.
Читайте также:  Норма сахара в крови у детей и причины отклонений

    В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка. Например, активно используются пальчиковые игры. Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки. Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью. Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом. Ребёнку 4,5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребёнок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю – с музтерапевтом или арттерапевтом. В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите — срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников. «ЗРР» и «ОНР» — что это такое? Когда невролог поликлиники ставит ребенку диагноз «ЗРР» или «ОНР», на ум приходят самые разные мысли, среди которых хороших не очень много. Действительно, аббревиатуры звучат зловеще, а их расшифровка тоже не сулит ничего приятного: «задержка речевого развития» и «общее недоразвитие речи». Но так ли страшен «черт»?
    Спешу вас успокоить: ЗРР и ОНР не являются патологией, которую невозможно преодолеть. Однако следует признать, что чем раньше будет выявлено то или иное нарушение, тем быстрее и успешнее пройдут коррекционные логопедические занятия. Задержка речевого развития Диагноз ЗРР ставится детям до 3-х лет, у которых не сформирован минимальный словарный запас слов, они не говорят предложения с употреблением больше 3-4 слов, не используют прилагательные и наречия, мало задают вопросов. Речь ребенка с ЗРР больше напоминает лепетание и звукоподражание. Данное нарушение может быть связано с отсутствием внимания со стороны родителей, которые мало говорят со своими детьми. Кстати, именно отсутствие полноценного общения с взрослыми приводит к тому, что ЗРР часто присуще воспитанникам детских домов. Также задержка речевого развития может быть вызвана родовой травмой, например, затяжными родами или слабым здоровьем ребенка: если он постоянно болеет, у него сниженный иммунитет, есть черепно-мозговые травмы и т. п., то он попадает в группу риска. Работа с детьми с диагнозом ЗРР осуществляется при взаимодействии всего его окружения. Во-первых, необходимо организовать занятия с логопедом, во-вторых, ребенка можно отдать в специальную группу или лекотеку (от 2 до 7 лет), где с ним будут заниматься не только дефектологи, но и психологи, в-третьих, родители должны проявить свою ответственность и много заниматься с малышом дома. При легкой стадии ЗРР ребенок может посещать обычный садик и просто наблюдаться у логопеда. Таким образом, при условии своевременной коррекционной работы, ЗРР будет полностью устранено. Если же какие-то речевые проблемы сохранятся в будущем, то их проявление будет уже более мягким. Общее недоразвитие речи ОНР — это даже не диагноз, а заключение логопеда по отношению к тем детям, у которых наблюдаются нарушения всех компонентов речи: фонетики (неправильное произношение свыше 5 звуков), грамматики (неверное употребление предлогов, нарушение в слоговой структуре слов), лексики (сокращение слов, употребление лепетных вместо правильных и т. п.). ОНР делят на три уровня: 1 — отсутствие связной речи, звукоподражание; 2 — в речи есть общеупотребительные слова и фразы, но они чаще искажены; 3 — ребенок произносит целые фразы, но в словах слоговые нарушения, речь аграмматична. В настоящее время выделяют еще 4 уровень – нерезко выраженное ОНР. Данное недоразвитие часто присуще детям с пониженным слухом, ослабленным здоровьем, психическими или невралгическими расстройствами. Иногда предпосылками становятся осложненные беременность или роды матери. Последствия ОНР связаны с развитием дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). Однако при всём этом общее недоразвитие речи не является признаком того, что ребенок в целом неполноценный или глупый. Зачастую это обычный ребенок, у которого просто наблюдаются речевые проблемы. Устранение ОНР связано с регулярными занятиями с логопедом. Но обычных 15-минуток будет мало. Хорошо получить направление в специальный садик, где ребенок будет находиться под присмотром врачей на протяжении всего дня или нанять специалиста для регулярных логопедических занятий на дому. Чем раньше начнется работа с малышом, тем больше шансов, что в школу пойдет уже здоровый и говорливый ребенок.

Ссылка на основную публикацию
Что такое CIN 1, CIN 2, CIN 3 — женский диагноз не для слабонервных
Дисплазия шейки матки ДИСПЛАЗИЯ ШЕЙКИ МАТКИ – ЭТО ПРЕДРАКОВЫЙ ПРОЦЕСС, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ НАРУШЕНИЕМ СОЗРЕВАНИЯ МНОГОСЛОЙНОГО ПЛОСКОГО ЭПИТЕЛИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ ПЕРСИСТЕНЦИИ...
Что обозначают родинки на ладонях 7 знаковых трактовок в хиромантии
Что обозначают родинки на ладонях: 7 знаковых трактовок в хиромантии Появившиеся родинки на ладонях интересуют людей. Как правило, появляются они...
Что означает давление 128 на 100 — Все про гипертонию
Причины давления 120 на 100, что делать для нормализации? Давление 120 на 100 — тревожный симптом, который может свидетельствовать о...
Что такое анизоцитоз эритроцитов Причины появляения макроцитоза и микроцитоза
Анизоцитоз Анизоцитоз – появление в общем анализе крови клеток большего или меньшего, чем в норме, размера. Увеличение или уменьшение диаметра...
Adblock detector