Электронная библиотека ДВГМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА

Электронная библиотека ДВГМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА

Медицинские интернет-конференции

Рожкова В. П., Соколова А. В.

Научный руководитель О.С. Шелудько

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель О.С. Шелудько

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

В лечебной деятельности формируются особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, имеющие решающее значение в улучшении не только психологического, но и физического состояния больного. Именно поэтому изучение психологии общения медицинского работника и пациента никогда не утратит свою актуальность. Так, например, всем известен эффект плацебо, который основан прежде всего на психологическом воздействии, а именно самовнушении и гетеровнушении.

Профессия врача имеет определенные психологические особенности. Перед ним всякий раз возникает множество задач, в той или иной степени связанных с психологией общения медицинского работника и пациента. Одной из таких задач можно считать сбор анамнеза, то есть управляемый разговор, который предназначен для сбора анамнестических данных. Умение выслушать пациента – один из основных элементов, необходимых для решения данной задачи.

Нужно подчеркнуть, что психологизация труда врачей тесно связана с индивидуальными особенностями пациента и самого доктора. Именно поэтому еще одной задачей каждого медицинского работника является умение найти особый подход к больному. Психология каждого человека строго индивидуальна: приемы помогающие установить контакт с одним пациентом могут быть совершенно неприемлемы для другого.

Для решения подобных задач важно обладать основными коммуникативными умениями и навыками. К ним, прежде всего, относится умение проводить беседу с пациентом, проникать в его внутренний мир, достаточное понимание индивидуально-психологических особенностей больного и т.д.

Способность переступать через эти и многие другие трудности, с которыми ежеминутно сталкивается абсолютно каждый медицинский работник – вот главная особенность психологии общения доктора и больного. Цель контактов между ними — медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. При хорошем контакте с врачом применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

Психологические требования к личности врача.

Среди коммуникативных копинг-ресурсов, значимых для формирования профессиональной деятельности врача, выделяют прежде всего эмпатию, аффилиацию, сенситивность к отвержению, адекватное взаимодействие которых позволяет личности эффективнее осуществлять разрешение проблемных и стрессовых ситуаций. При очень высоком уровне эмпатии врачу часто свойственно болезненно развитое сопереживание, тонкое реагирование на настроение собеседника, чувство вины из-за опасения причинить другим людям беспокойство, повышенная психологическая уязвимость и ранимость — качества, препятствующие выполнению профессионального ролевого поведения, с недостаточной выраженностью таких свойств, как решительность, настойчивость, целеустремленность, ориентация на перспективу.

Контроль личности над средой определяет копинг-процесс и относится к базовым копинг-ресурсам врача. Личности с развитым интернальным контролем, по сравнению с экстернальными, внимательнее, имеют больше потенциальных возможностей избегать неблагоприятных результатов, чувствительнее к опасности. Они имеют более высокий уровень потребности в достижениях, позитивную «Я-концепцию», высокий уровень социального интереса и высокие показатели самоактуализации. Интернальному контролю сопутствует большая продуктивность, меньшая фрустрированность по сравнению с индивидами, имеющими экстернальный локус контроля. Во фрустрирующих ситуациях экстернальные пациенты, по сравнению с интернальными, переживают большую тревогу, враждебность и агрессию. Они менее эффективны в совладании с жизненными стрессами из-за беспокойства и повышенной депрессивности, менее способны к достижениям, хуже используют возможности информационного контроля над средой. Степень развития субъективного контроля над текущей жизненной ситуацией оказывает определенное влияние на процесс преодоления той или иной болезни. Локус контроля отражается на межличностных взаимодействиях в диаде «врач-больной», является одним из важных факторов, способствующих поддержанию здоровья и формированию здорового образа жизни. Включение интернального локуса контроля в процесс преодоления стресса снижает риск формирования саморазрушающего поведения. С точки зрения больного, наиболее значимыми в образе врача являются такие черты, как уверенность поведения и способность к эмпатии.

Читайте также:  Гигиеническая чистка зубов (полости рта) в СПб, цена на профессиональную ультразвуковую чистку и сня

Имеет значение сформированность приемов и методов психической саморегуляции врача, которые помогают в сохранении собственной эмоциональной стабильности, психологической надежности профессионального «имиджа», устойчивого перед лицом угрозы таких разрушительных факторов, как непопулярность, отвержение со стороны коллег, периодические сомнения в правильности выбранного решения, которые в определенной степени обусловлены ограниченными возможностями современной медицины и невозможностью учесть и предусмотреть воздействие на организм пациента всех факторов — внешних и внутренних, органической и психологической природы.

В целом, успешная врачебная деятельность определяется такими психологическими особенностями, как высокий уровень коммуникативной компетентности, реализуемой в отношении пациентов, их родственников, а также медицинского персонала; важную роль играют независимость и автономность врача, его уверенность в собственных силах и устойчивость в ситуациях непопулярности и отвержения, в сочетании с гибкостью и пластичностью поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях, высокая степень устойчивости к стрессу, к информационным и эмоциональным перегрузкам, наличие развитых механизмов адаптации и компенсации с высокой значимостью экзистенциально-гуманистических ценностей, формирующих дальнюю жизненную перспективу.

Психология в профессиональной деятельности медицинской сестры

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Профессиональная образовательная организация «Астраханский базовый медицинский колледж» Презентация на тему: «Психология в профессиональной деятельности медицинской сестры

Психология как наука Психология как наука занимает промежуточное место в системе между общественными науками с одной стороны, естественными — с другой, техническими — с третьей. Многогранность проблем человека значима не только для психологии, но и для медицины. В центре внимания всех ученых остается человек, как главное действующее лицо современного прогресса. Медицина и психология – это науки, дающие знание о человеке, об особенностях его организма и возможностях воздействия на него. Психология помогает лучше разобраться в собственных эмоциях и переживаниях окружающих. Особенно она важна для медицинского работника, важнейшей целью которого является понимание психологического состояния пациента. Знание психологии позволяет научиться управлять своим поведением и преодолевать порой возникающее непонимание и запутанную речь пациента при общении с ним.

Профессия медицинского работника Профессия медицинского работника — это специфическая отрасль науки, для занятий которой нужны вполне определенные задатки и способности. Она требует высоко развитого уровня эмпатии, немаловажную роль при этом играет темперамент медицинского работника и его коммуникабельность. Одной из основ сестринской деятельности является умение медработника понять, выслушать больного человека, что представляется необходимым для формирования контакта и оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медработника и пациента.

Читайте также:  Калорийность Печенье Юбилейное

Задача медицинского работника Русский терапевт М.Я.Мудров детализировал, что «одни люди заболевают от телесных причин, другие от душевных возмущений». Следовательно, задача медицинского работника — понимать психологическую сущность состояния пациента с тем, чтобы снять травмирующее воздействие, порождающее душевное «возмущение», так как его присутствие будет препятствовать и лечению любого недуга. Нужно переориентировать больного на мысли о выздоровлении, пробуждая веру в себя, в свой организм и его защитные силы независимо от этиологии заболевания.

Особенности взаимодействия медицинского персонала и пациента Взаимодействие между пациентом и медицинским работником не есть нечто не всегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот — положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником. При общении с пациентом необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, не обижая больного недоверием. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни. Во время общения больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, то есть нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.

Задача медицинской сестры Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры — сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так, чтобы цели её деятельности были внутренне приняты пациентом. Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медсестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем, что касается целей, планов, действий. Представление об идеальной медсестре среди врачей и пациентов диаметрально противоположно: врачу, в первую очередь, нужна рядом — медсестра умелая, а пациенту — медсестра общающаяся.

Отношения медицинского работника и пациента Одной из основ сестринской деятельности является умение медработника понять, выслушать больного человека, что представляется необходимым для формирования контакта и оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медработника и пациента. Взаимодействие между пациентом и медицинским работником не есть нечто не всегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот — положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.

Синдром эмоционального выгорания Одно из первых мест специальностей, подверженных высокому риску возникновения синдрома эмоционального выгорания, занимает профессия медицинской сестры. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией. Выделяют три типа медсестер, которым угрожает эмоциональное выгорание: -первый тип — «педантичный» — для него характерна добросовестность, возведенная в абсолют, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); — второй тип — «демонстративный» — такие люди стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду; этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; — третий тип — «эмотивный» — к нему относятся впечатлительные и чувствительные люди; их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничат с патологией, с саморазрушением. Условия труда медсестры отличаются определенной спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания. Большая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы требуют высокий функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие патогенные профессиональные факторы.

Читайте также:  МКБ-10 Язва роговицы - лечение, клиника, признаки по международной классификация болезней

Профилактика синдрома эмоционального выгорания Предупреждение эмоционального выгорания предусматривает следующие направления: — обучение эффективным стилям коммуникации и методам разрешения конфликтных ситуаций; — тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста; — антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на коррекцию самооценки, развитие уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии. Хороший климат внутри коллектива, ощущение адекватной эмоциональной поддержки коллег и администрации — это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищенности, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряженность, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления. Существуют немало конкретных способов преградить путь синдрому эмоционального выгорания — это: — развитие других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью; — поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания; — наличие друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс; — стремление к желаемому, без цели стать победителем в любом случае;

Профилактика синдрома эмоционального выгорания — умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности; — открытость новому опыту; — умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и в жизни; — чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы просто для собственного удовольствия; — участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; — периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно; — участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой; — хобби, доставляющее удовольствие. Каждой медсестре необходимо обрести современные знания, как предотвратить вредные последствия стресса, изменить свои привычки в соответствии с этими знаниями, что включает здоровый образ жизни и позитивные жизненные установки.

Заключение Наличие психологической подготовки медицинского работника и изучение психологии в системе среднего медицинского образования способствуют существенному повышению качества лечения пациентов и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных целенаправленно передавать свой опыт другим, что рассматривается в современном обществе как наиболее значимая ценность, формирующая фундамент развития креативной личности, смело смотрящей в будущее.

Ссылка на основную публикацию
Экстренная контрацепция вопросы и ответы Кафедра акушерства, гинекологии и медицины плода
Беременность после Постинора Постинор и его противодействие зачатию Препараты, которые можно свободно купить в аптеке, обычно не вызывают сомнений. Но...
Эдас-105 (Фитангин-Эдас) флакон (капли орал
Фитангин Эдас-105 (Fitangin Edas-105) - инструкция по применению Международное наименование - Fitangin Edas-105 Состав и форма выпуска. Капли для приема...
Эзофагит — причины, симптомы, лечение с помощью диет, мегаментозно, хирургическим путем
Эзофагит Эзофагит – воспаление слизистой пищевода, которое выражается в ощущении дискомфорта, жжения, боли за грудиной. У пациента создается ощущение комка,...
Экстренная контрацепция; Я забеременела, несмотря на таблетку; BBC News Україна
Противозачаточные таблетки при климаксе - нужно ли прекращать их прием? Нужно ли прекращать прием противозачаточных таблеток: как менопауза влияет на...
Adblock detector