Сказкотерапия как метод коррекции общения

Сказкотерапия как метод коррекции общения

Методы психосоциальной коррекции личности.

Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовые методы социально-психологического тренинга – групповая дискуссия и ролевая игра. Численность группы – обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий – от нескольких дней до месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими (1-3 раза в неделю). Продолжительность отдельной встречи – от полутора до трех и более часов. Возможны так называемые группы-марафоны, проводимые за два-три дня непрерывной работы. Общая цель социально-психологического тренинга конкретизируется в следующих задачах: 1) овладение психологическими знаниями; 2) формирование умений и навыков в сфере общения; 3) коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения; 4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей; 5) коррекция и развитие системы отношений личности. В группе социально-психологического тренинга особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении, создание климата доверия Программа психотехники общения включает: упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, упражнений на формирование мускульной свободы в процессе общения, упражнения на выполнение простейших коммуникативных действий, упражнения на формирование умения управлять вниманием партнеров по общению. Упражнения на формирование навыков привлечения внимания партнера признаны способствовать овладению такими способами привлечения удержания внимания, как: а) организация в общении эффекта неожиданности, т. е. использование в общении или неизвестной ранее информации, или привлечение неожиданностью способа взаимодействия; б) организация «коммуникативной провокации», т. е. на короткое время вызвать у партнера по общению ситуацию несогласия с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать поиск своей позиции и способа ее изложения; в) гиперболизация как способ заострения внимания партнера по общению; г) коммуникативное усиление ценностных з) организация сопереживания через максимальное использование в общении экспрессивных средств, опоры на ассоциативность восприятия и жизненные интересы партнеров; и) драматизация ситуации общения как столкновение интересов, борьбу партнеров по общению. Упражнения по формированию навыков переключения внимания партнеров предусматривает овладение такими способами: а) проблемно-тематическое переключение; б) событийное переключение; в) ассоциативное переключение; г) ретроспективное переключение; д) интонационное переключение и т. д. Упражнения на формирование навыков стимулирования внимания партнеров по общению предусматривает овладение способами эмоциональной поддержки внимания, интонационной поддержки внимания и прямого вербального стимулирования. Сказкотерапия. Основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции Человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется пять видов сказок: 1. Художественные (авторские, народные); 2. Дидактические (обучающие); 3. Психотерапевтические (сказки, притчи, библейские истории); 4. Психокоррекционные (сказки, истории); 5. Медитативные. Сказки конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными «соусами»: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, куклотерапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице и многое другое (и это не сама сказкотерапия, а увлекательный ее контекст). «Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь. » Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.Отличительные признаки развертывания игры — быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки. Арттерапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии. Первый механшзм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987). Цели арттерапии. 1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение). 2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. 3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. 4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. 5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия. 6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм. 7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Использование элементов арттерапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Во время творческого самовыражения в ходе проведения арттерапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Музыкотерапия. Активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки — ритма, тональности — показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы — возбуждают, консонансы — успокаивают. Танцевальная терапия. Цель танцевальной терапии — развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач: 1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. 2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. 3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении. 4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении клиента к движениям под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое понятие «катарсиса» распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой коррекционный смысл. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку. 5. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс — «магическое кольцо». Наряду с названными решаются также задачи: повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социотерапевтического общения; получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания; раскрепощения пациента, поиска аутентичных путей развития.

Читайте также:  Внутричерепная гипертензия - причины, симптомы, диагностика и лечение

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Игра как метод коррекции затрудненного общения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИСЕЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИГРА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ

студентка группы экстернат

специальность 050709 Семенцова М.В.

Научный руководитель: Барсукова Т.П.

Г лава 1. Теоретические основы проблемы затрудненного общения

1.1 Историко-педагогический аспект исследования общения

1.2 Сущность общения

1.3 Общая характеристика затрудненного общения

1.4 Возрастные особенности затрудненного общения

Г лава 2. Методы коррекции

2.1 Общая характеристика методов коррекции

2.2 Игра как метод коррекции

2.3 Использование игры в коррекции затрудненного общения

Введение

Проблема общения младших школьников, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень актуальна.

Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками.

Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни. Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы во время провести коррекционную работу с ребенком.

Возникновение ситуаций трудностей в общении обусловлено фактом формирования человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия. Именно они провоцируют сбои в социально-перцептивной, интеракционной, коммуникативной системах общения, приводящие к трениям и возникновению психического напряжения различной интенсивности между школьниками.

Объединение представлений о затрудненном общении, сложившихся в психологии, и понимания личности как субъекта затрудненного общения, имеющегося в социально ориентированной психотерапии, дает множество вариантов понимания субъектов затрудненного общения. Несмотря на эту многоликость, общим для них является дисгармония внутреннего мира (рассогласование мотивов, отношений, сложившихся образов и ожиданий). Собирательный портрет субъекта затрудненного общения, составленный с учетом базовых характеристик неподтвержденной, невротической, деструктивной личности, дает представление о субъекте, раздираемом противоречиями, защищающемся от себя и окружающего мира, испытывающем постоянные внутренние конфликты, тревожном, неконгруэнтном, либо, наоборот, самодостаточном, агрессивном, стремящемся к личностному превосходству.

Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывается в социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления. Наиболее актуальными являются исследования педагогического общения. Нарушения, барьеры, возникающие в процессе педагогического общения, оказывают влияние на характер отношений между учителем и учеником, на особенности развития личности как школьника.

Проблеме общения, в частности затрудненного, уделяли внимание Т.А. Аржакаева, А.А. Бодалева, Е.В. Цуканова, Г.А. Ковалева, В.Н. Куницына, В.А. Лабунска. Каждый из названных авторов опирается на идеи Б.Д. Парыгина о наличии психологического барьера, который понимается как устойчивая установка, психологический настрой личности, процессы, свойства, состояния человека, «которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности». Такая трактовка психологического барьера указывает на внутренний источник трудностей общения — устойчивые личностные образования, которые при определенных обстоятельствах могут приводить к сбоям в общении.

Однако, в работах учёных недостаточно уделяется внимания коррекции затрудненного общения. Все это подтверждает актуальность выбранной темы исследования: «Игра как метод коррекции затрудненного общения».

Цель работы: теоретическое обоснование игры как метода коррекции затрудненного общения.

Объект исследования : процесс затрудненного общения.

Предмет исследования : игра как метод коррекции затрудненного общения.

проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции затрудненного общения;

Читайте также:  Чем отличается стенокардия от тахикардии разница

раскрыть сущность общения и затрудненного общения;

охарактеризовать возрастные особенности проявлений затрудненного общения

выявить на основе анализа научной литературы, особенности использования игры в коррекции затрудненного общения.

Методы теоретического анализа и синтеза конкретизации и обобщения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

Программа игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему

В основу коррекционной программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста положены теоретические материалы Л.С. Выготского и О.А. Карабановой, доцента факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Предлагаемая программа позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе. Настоящая программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно быстрее других, конструируется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, которая может выходить за рамки предлагаемого содержания.

Концентрическое построение программы позволит повторять материал, продолжить обучение ребенка на следующих этапах при должной психолого-педагогической поддержке.

Скачать:

Вложение Размер
Программа игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста 297 КБ

Предварительный просмотр:

автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

В основу коррекционной программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста положены теоретические материалы Л.С. Выготского и О.А. Карабановой, доцента факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Предлагаемая программа позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе. Настоящая программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно быстрее других, конструируется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, которая может выходить за рамки предлагаемого содержания.

Концентрическое построение программы позволит повторять материал, продолжить обучение ребенка на следующих этапах при должной психолого-педагогической поддержке.

Пояснительная записка …………………………………………. 4

Раздел 1. Психологическая характеристика детей

с проблемами общения в старшем дошкольном возрасте ……..5

Раздел 2. Игровая деятельность как средство коррекционной

Раздел 3. Цель и задачи программы игровой психокоррекции

трудностей общения у детей

старшего дошкольного возраста. ………………………………. 11

Раздел 4 Принципы построения программы игровой

психокоррекции трудностей общения у детей

старшего дошкольного возраста, этапы коррекционной

работы. Основные показатели, определяющие

необходимость проведения коррекционной работы

Раздел 5. Основные этапы программы игровой

психокоррекции трудностей общения у детей

старшего дошкольного возраста………………………………….15

Раздел 6. Этапы работы с родителями и педагогами

по программе игровой психокоррекции

трудностей общения у детей старшего

дошкольного возраста……………………………………………. 18

Раздел 7. Учебный, тематический план

по этапам программы игровой

психокоррекции трудностей общения

у детей старшего дошкольного возраста…………………. 22

Раздел 8. Предполагаемый результат реализуемой программы

игровой психокоррекции трудностей

общения у детей старшего дошкольного возраста ……………..27

Список используемой литературы…………………………………………. 28

Приложение 1. Структура игрового занятия ………………………………30

Приложение 2. Конспекты занятий………………………………………….34

Приложение 3. Карта настроения……………………………………………49

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.

С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

В этом возрасте начинается самопознание – открытие себя – одно из важнейших открытий на свете. А рядом с тобой – другой, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого.

Программа игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста построена с опорой на основные этапы игровой коррекции, рекомендованные О.А. Карабановой. В программе использованы игры, упражнения, этюды М.И. Чистяковой «Психогимнастика». Программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно-волевых навыков общения), так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения в школе.

Предлагаемая программа позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе.

Настоящая программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно быстрее других, конструируется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, которая может выходить за рамки предлагаемого содержания.

Концентрическое построение программы позволит повторять материал, продолжить обучение ребенка на следующих этапах при должной психолого-педагогической поддержке.

Психологическая характеристика детей

с проблемами общения в старшем дошкольном возрасте.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с «проблемами» развития. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3-х лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении с другой, делают проблему привыкания дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Это подтверждают и данные центра Госсанэпиднадзора, свидетельствующие о росте нервно-психических заболеваний среди детей, посещающих дошкольные учреждения, на 53% за последние два года по стране.

Надо отметить и то, что с каждым годом в ДОУ поступают все более ослабленные и болезненные дети: с отклонениями в поведении, с нервно-психическими нарушениями, которые содержат разнообразный спектр своих проявлений (минимальная мозговая дисфункция, неврозы, психосоматические заболевания, психическое недоразвитие и др.).

Как показывает практика, буквально каждый ребенок в той или иной степени нуждается и в медикаментозной поддержке, и в коррекции образовательной среды, и в изменениях семейной ситуации.

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка.

Принимая во внимание важность коррекции трудностей в общении, в программе особое внимание уделено изучение эмоциональных состояний. Однако четкой границы между трудным и благополучным ребенком нет, во время переходных форм развития личности ребенка можно выявить глубинные психологические причины нарушения эмоциональных состояний и процессов ребенка. Ритм и условия сегодняшней жизни обостряют чувствительность маленького человека, повышают уровень его тревожности. Состояние психической нестабильности взрослых передается их детям, и поэтому все чаще за консультацией к нам обращаются родители вполне благополучных, на первый взгляд, развитых, умных и в целом управляемых детей. При этом родители справедливо отмечают, что им не хватает психологических знаний, чтобы отделить повышенную оживленность ребенка от проявления нервозности, определить тот момент, когда естественный детский страх становится патологическим, решить, стоит ли наказывать ребенка за капризность и упрямство или, напротив, успокоить и обласкать его; иными словами, определить ту грань, за которой ребенок становится трудным.

Следует подчеркнуть, что проблемные дети отличаются, прежде всего, характерными особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний и самоконтроля, однако специфический тип их психической ориентации в мире отражается и на характере их социальных контактов, и на укладе их познавательной активности (особенно в ее ориентировочной части). Если рассмотреть дошкольников с позиций управления детским поведением, гармоничности эмоциональных процессов, адекватности эмоционального реагирования, то дети проблемного типа находятся между детьми-невротиками (понимая под этим достаточно широкий класс функциональных психических нарушений) и так называемыми благополучными детьми. Для невротиков характерны устойчивые страхи, депрессии, функциональные расстройства сна и аппетита, тяжелые формы тревожности. У проблемных детей эти признаки могут проявляться в очень слабой степени или не проявляются вообще, кроме одного признака – тревожности, уровень которой часто меняется, но которая присутствует как постоянный скрытый фон их эмоциональной жизни. По мнению целого ряда психологов по поводу того, что основной причиной детской тревожности является чувство беспомощности и неуверенности в себе. Уровень тревожности проблемного ребенка существенно колеблется в зависимости от изменения внешних и внутренних условий и редко достигает крайних значений, так что путем наблюдения эту постоянную тревожность трудно определить. Однако она скрыто может проявляться в усилении упрямства, подозрительности, негативизма и обидчивости.

Ощущение неуверенности в себе приводят к тому, что проблемные дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых, то есть во всем том, что способно поддержать их самооценку и тем самым снизить тревожность. Проблемные дети стремятся обрести симпатию любого безотносительно к тому, как они сами относятся к этому человеку. Для них важно, главным образом, то, как сами они выглядят в глазах окружающих. Это очень характерная особенность проблемных детей – крайняя зависимость от мнения других, основа которой заложена в нестабильности их самооценки.

Потребность в самоутверждении и стремление к лидерству можно считать здоровыми и естественными для любого ребенка качествами, но у проблемных детей эти стремления навязчивы, распространяются на самые различные ситуации и приобретают агрессивные черты, если встречают препятствия на пути своей реализации.

Общение с проблемными детьми требует развитых психологических навыков. Порой бывает трудно усмотреть в проблемном ребенке неуверенность в себе, поскольку она маскируется хвастливостью, манерностью и капризностью. Они способны на благородные поступки (например, взять вину товарища на себя, отказаться от желаемого предмета в пользу другого, встать на защиту слабого, проявить внимание к взрослому), но мотив такого поступка будет лежать не в нем самом, а в желании заслужить высокую оценку и тем самым самоутвердиться.

Проблема межличностных отношений дошкольников кажется нам на сегодняшний день сверхактуальной, и вот почему. Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, мы пришли к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок создает массу проблеем, не только окружающим, но и себе.

Среди факторов, вызывающих агрессивное поведение детей, мы отметили следующие:

  • Особенности семейного воспитания;
  • Образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через средства массовой информации, в общественных местах, среди сверстников;
  • Уровень эмоциональной напряженности ребенка.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также:

— обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению;

— застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряженности, тревоге и страхе перед другими;

— демонстративность как устойчивая личностная особенность.

Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другим, важно вовремя уделять этой проблеме пристальное внимание.

Из всех характеристик и особенностей личности мы выделили основные параметры, сформированность которых нам кажется наиболее важные для дальнейшего школьного обучения:

  1. умение общаться со сверстниками и строить отношения со взрослыми;
  2. отсутствие заниженной самооценки и страха неудач.

Анализ проведенной работы с родителями и анкетирование показал, что родителей волнуют вопросы эмоционального благополучия ребенка, познавательной деятельности, психологической готовности к школе и сложности общения сверстников друг с другом.

Анализ особенностей проблемных детей и специфических дефектов их общения со взрослыми и сверстниками позволил нам выделить основные задачи психологической работы с ними:

  • Во-первых, необходимо было повысить интерес проблемного ребенка к окружающим его людям;
  • Во-вторых, необходимо было научить ребенка извлекать опыт из неудачного общения и выхода их конфликтных ситуаций;
  • В-третьих, необходимо было обучить детей определенным приемам своего эмоционального состояния, что позволило бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость.

Эти проблемы и определяют направления работы педагога-психолога в ДОУ с детьми с проблемами общения.

Ссылка на основную публикацию
Система комплемента — ИММУНОЛОГИЯ
C3 и C4 компоненты системы комплемента, кровь C3 и C4 компоненты системы комплемента - белки иммунной системы, которые играют центральную...
Синусовая аритмия — симптомы, лечение, причины болезни, первые признаки
Брадикардия. Реальная опасность? Описаны причины развития различных форм брадикардий, особое внимание уделено синдрому слабости синусового узла (СССУ). Приведены клинические проявления...
Синусовая брадикардия – лечение, умеренная синусовая брадикардия
Что такое синусовая брадикардия. Симптомы, лечение, профилактика Причины, симптомы, лечение брадикардии. Что такое синусовая брадикардия Брадикардией называют частоту сокращений сердца...
Сифилис на губе — фото болезни на различных стадиях
Сифилис Что такое сифилис? Сифилис - это инфекция, передаваемая половым путем (ИППП). Заболевание вызывается спиралевидной бактерией – бледной трепонемой (Treponema...
Adblock detector