Средства вербального и невербального общения

Средства вербального и невербального общения

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ И НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В АНГЛИЙСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРАХ

Зимовец Наталья Викторовна

к.ф.н., доцент, доцент кафедры

иностранных языков факультета

иностранных языков

Педагогического института

Белгород, Российская Федерация

Мокрушова Любовь Николаевна

магистрант 1 курса факультета

иностранных языков

Педагогического института

Белгород, Российская Федерация

Людям свойственно испытывать эмоции независимо от их языка и национальной принадлежности. Под эмоциями понимают особую форму отношения человека к явлениям действительности, обусловленную их соответствием или несоответствием его потребностям. Эмоции отражают не объективные качества предметов мира, а их значение для деятельности говорящего в определенный момент. Существует большое количество эмоций, которые фиксируются толковыми словарями.

Однако эмоции имеют определенное значение и направленность, которые непосредственно находят свое отражение в речи. Эмоциональность речи зависит от состояния того, кто произносит слова, от его уровня воспитания, образования и т.д. Речь имеет черты индивидуальности того человека, который является её носителем.

Представители разных культур, попадая в одни и те же ситуации, чувствуют и ощущают себя неодинаково, и как результат, меняются эмоции и предпосылки, их вызывающие. Вопрос проявления эмоций представителями разных культур в тех или иных ситуациях действительно заслуживает наибольшего внимания. Это связано с тем, что именно различия между культурами находят яркое отражение в языке и коммуникации.

Разные культуры по-разному относятся к различным эмоциям, что подчеркивает важность того, как правильно интерпретировать и давать верное толкование проявлению эмоции у собеседника. Это касается как вербального, так и невербального общения, между которыми существует определенная взаимосвязь. Людьми движут конкретные эмоции и такие конкретные эмоциональные переживания возникают в конкретных отношениях, поэтому эмоции надо рассматривать в контексте конкретных социальных отношений.

В данной статье проведен сравнительный анализ двух культур: английской и русской. Цель нашего исследования заключается в том, чтобы установить что общего и в чем отличие двух культур на уровне вербального и невербального общения.

В английской культуре эмоциональная сдержанность и самоконтроль являются важнейшими особенностями поведения, которые вызывают уважение и симпатию окружающих, в то время как проявление чувств, особенно негативных, не приветствуется и считается свидетельством недостаточной зрелости и невоспитанности.

Исходя из исследования А. Вежбицкой, можно отметить, что английской культуре присуща взаимосвязь ограничений на свободное выражение с соблюдением дистанции, недопустимостью физического контакта, строгими предписаниями речевого этикета [Вежбицкая, 1996, с. 26]. Какие бы сильные эмоции не кипели в душе, внешне этого никто не должен видеть, человек должен сохранять спокойствие, не терять самоконтроль, быть вежливым, соответствовать общепринятым нормам, что на психологическом уровне означает вытеснить или скрыть истинные чувства или подменить одно чувство другим. Англичане очень уважительно относятся к своим правам, особенно к праву на частную жизнь и праву на сохранение «частного пространства». Хорошо это или плохо, но исконные черты английской натуры оказывают глубокое влияние на национальный характер и общий стиль жизни.

Английские традиции предписывают сдержанность в словах и суждениях как знак уважения к собеседнику. Им присуща склонность избегать категоричных отрицаний или утверждений, тем самым относиться к словам «да» и «нет», словно к неким непристойным понятиям, которые лучше выражать иначе.

Отсюда следует отметить обороты, которые употребляются в данной культуре: « It seems to me » ( Мне кажется ), «I think …» ( Я думаю ), «I am not sure but …» (Я не уверен, но …). От англичанина вряд ли услышишь, что он прочел прекрасную книгу. Он скажет, что считает её небезынтересной или что ее автор, видимо, не лишен таланта. Выражение « I think it ` s not bad » (по-моему, совсем неплохо) у англичан означает «очень хорошо». В английской разговорной речи очень распространены слова « quite, rather » , ( весьма, довольно-таки ), смягчающие резкость любого утверждения или отрицания.

Русская культура испытывает на себе мощное влияние особенностей национального менталитета. Для русского человека приоритетен разговор по душам. Русские люди любят поговорить о самом сокровенном, они могут излить душу даже постороннему человеку.

В русской культуре вербальное выражение эмоций относится к одной из основных функций человеческой речи. При этом русский язык имеет исключительно богатый репертуар лексических и грамматических выражений для разграничения эмоций и придания особой окраски межличностным отношениям.

С этим связаны особенности русского словообразования, непереводимого на другие языки. Например, заветный, ненаглядный, душа-человек, голубчик, душенька, светик мой, хорошенький, стыдиться, любоваться. Еще одним проявлением эмоциональности может служить разнообразие окрашенных в определенные тона вариантов имен (Мария, Маша, Машенька, Машуня, Маня, Манечка).

Большое влияние оказывают в ходе общения на сам процесс общения эмоционально-экспрессивные фразы в обоих языках.

В чем разница вербального и невербального общения?

Вербальное общение – это выражение своих мыслей с помощью слов и речи, обмен информацией. Также для полной передачи информации человек использует и невербальную систему общения, то есть «говорит» с помощью жестов, мимики.

Выразить себя с помощью слов

Общение составляет огромную часть нашей жизни. Каждому человеку хочется донести свои мысли, быть услышанным и понятым правильно. Человек использует для общения вторую сигнальную систему, то есть речь. Существует мнение, что вербальное общение по значимости во многом уступает невербальному (передача информации жестами, мимикой, переменой позы). Такое утверждение может быть по-своему справедливо только при аффилиативном общении между близкими людьми или родственниками. И действительно, обилие жестов и богатство интонаций характерно для разговора с человеком, который близок духовно. В деловой же сфере важен именно информационный аспект, то есть что сказано, а не как.

Коммуникация с помощью речи довольна сложна. Она бывает в виде диалога, монолога, дискуса и т.д. Также важно помнить, что даже в пределах одного языка встречается масса диалектов, которые не всегда схожи.

Классификация видов вербального общения

К одному из видов вербального общения относится дактильная речь или общение с помощью жестов. Жестовый язык во многих странах мира имеет статус государственного, в Российской Федерации он является таковым с 2013 года.

Как развить речь

Общение с помощью слов на данном этапе развития человечества считается наиболее совершенным способом передачи информации. Именно поэтому высоко ценится умение грамотно и максимально точно донести свои мысли и соображения. Для этой цели существует масса упражнений, с помощью которых можно улучшить и развить навыки общения. Нередко они приобретают форму игры и проводятся в группах.

  • Замедление. Психолог предлагает группе людей разыграть ролевую игру с определенным сценарием. Особенность этого упражнения в том, чтобы проговаривать диалоги очень медленно и плавно. Такая тактика помогает научиться грамотно формулировать мысли, полностью осознать сказанное оппонентом.
  • Другие роли. Эта игра также проводится в группе. Психолог-ведущий напоминает собравшимся, что во многих ситуациях они ведут себя согласно заранее выбранного сценария (пациент в поликлинике, покупатель в магазине, радушный хозяин дома). Поэтому иногда довольно сложно представить строгую начальницу в уютном домашнем халате или дворника, который читает Бабеля. Упражнение заключается в том, что человек садится отдельно от группы и начинает монолог под названием «Я, каким вы меня не знаете». Такая методика призвана научить видеть людей многогранными и помогает лучше выражать свои эмоции с помощью слов.
  • Попроси апельсин. Цель игры – научиться не только выражать свои мысли, но и стараться предугадать ход мыслей собеседника. Одному из группы дается апельсин, а все остальные по очереди должны упросить его отдать фрукт именно ему. Затем проводится групповой анализ сказанного.
Читайте также:  Лучшие корейские отбеливающие средства Lunifera

Кинестика(невербальное общение)

Важность невербального общения сложно переоценить. Оно возникло задолго до появления первого слова. Человечество на заре зарождения общалось с помощью кивков головы, взмахов рук, поворотов тела. Больше половины информации мы «выдаем» с помощью невербальных знаков, которые и помогают установить психологический контакт с собеседником. Самые известные из них: мимика, жесты, пантомимика.

Этот вид общения, несомненно, довольно информативный, но выделяют несколько проблем его понимания. Во-первых, передача информации с помощью жестов и мимики происходит на уровне подсознания и «говорящий» не всегда контролирует этот процесс. Во-вторых, тонкое понимание методов невербального общения позволяет воздействовать на подсознание оппонента и является одним из способов манипуляции.

Жесты при этом виде общения составляют львиную его долю. Около 60% информации мы сообщаем именно таким образом. По смысловой нагрузке их подразделяют на:

  • Коммуникативные, которые несут «осознанную» смысловую нагрузку (взмахи рукой в знак приветствия и прощания, запрещающие знаки, кивок или покачивание головы и другие);
  • Модальные, которые несут эмоциональную окраску;
  • Описательные, то есть те жесты, которые используются как подспорье в описании чего-либо.

Движения мимических мышц помогают передать около 15% информации. Мимика диманична, существует более 20 тысяч описаний выражений лица. Основная нагрузка при этом лежит на мышцах лба и нижней части лица. Также большую роль в процессе общения играет взгляд. Он может быть деловой, интимный, социальный. Все зависит от длительности зрительного контакта и точке его сконцентрированности (лоб, носогубный треугольник, грудь). Замечено, что если человек лжет, то зрительный контакт уменьшается на 1/3.

Также большую роль играет положение тела, походка, осанка, то есть пантомимика. Выразительные движения человека могут многое рассказать о его образе жизни, уверенности в себе, внутреннем психическом состоянии.

Невербальные средства общения важны в современном мире. С их помощью можно не только «вывести собеседника на чистую воду», но и лучше понять переживания и мысли близкого человека. Одна из самых известных книг «Язык тела» Алана Пиза легла в основу множества вебинаров ведущих психологов и психотерапевтов.

Особенности кинестики

Невербальное общение и его значимость трудно переоценить. Психологи выделяют несколько важных функций этого вида коммуникации:

  • Подтверждение и дополнение речи. Например, мы подтверждаем утвердительное заявление кивком головы;
  • Обогащение значения слов и придание тексту эмоциональной окраски;
  • Регулятивная функция, то есть мимическая реакция на слова собеседника.

Правильное толкование невербальных символов направлено на полноценное поддержание и ведение беседы. На эту тему написано множество книг и снято большое количество фильмов.

Каждый из нас замечает невербальные сигналы подсознательно и интерпретирует их согласно своему пониманию ситуации. Существуют специальные упражнения по невербалике, которые помогают развить этот навык.

В первую очередь необходимо научиться замечать и контролировать собственный язык тела, а потом уже учиться понимать окружающих. Можно проводить самостоятельные упражнения перед зеркалом. Для этого достаточно просто воспроизвести мимику актеров из известных сцен фильмов или разыграть собственную эмоцию (грусть, печать, смех, ярость). Таким же способом прорабатываются походка, жесты, поза тела.

Для понимания чужих чувств необходимо не только иметь багаж знаний. Не менее важна практика. Важно обращать внимание не только на слова и действия окружающих вас людей, но и стараться фиксировать изменение их мимики и жестов в каждой конкретной ситуации. Невербальное общение и специальные навыки развиваются годами, и в первую очередь важна внимательность и даже некая щепетильность в этом вопросе.

«Битва» полов

Не секрет, что вербальное и невербальное общение у мужчин и женщин немного различается. Женщинам интереснее обсуждать, а мужчинам – действовать. Женщины познают мир через обсуждение, разговоры, а мужчинам ближе мир свершений и открытий. В этом и лежит секрет разного восприятия мира.

В приемах невербального общения женщины чувствуют себя уверенней и более раскрепощенными . Им проще выражать свои эмоции с помощью жестов, их мимика более яркая и богатая. Мужчины же более сдержаны, они уделяют больше внимания самоконтролю.

Пантомимика также во многом различается. Для женщин важен зрительный контакт, они открыто смотрят собеседнику в глаза во время беседы, их беседы сопровождаются обилием жестов и прикосновений. Мужчины же уделят внимание вербальному общению, их взгляд блуждает по сторонам, а жесты скупы и лаконичны.

В споре мужчина и женщина также используют разные методики для выражения аргументов. Представительницы слабого пола вовсю задействую эмоциональное давление, часто задают вопросы с ироничным подтекстом. Сильная половина человечества апеллирует фактами и логикой, им сложно думать о чужих чувствах в момент жаркого спора. В этом и кроется причина вечной женской обиды: «Не важно, что именно ты сказал, а важно КАК ты это выразил!».

Невербальное общение в первую очередь важно для женщины. Это можно объяснить тем, что женщины больше времени проводят с детьми и быстрее учатся видеть и замечать. Тогда как парни привыкли выражать свои мысли и желания прямо и открыто.

Охарактеризуйте функции невербальной коммуникации.

Функции НК.

Передача и получение информации.

Например, невербальная коммуникация является:

эквивалентом вербального сообщения;

показателем модальности сообщения. Люди делают большую паузу, готовясь сообщить плохую новость по сравнению с хорошей

способом дачи обратной связи. Наблюдение за невербальным поведением собеседника позволяет человеку выбрать или вовремя сменить тему для обсуждения, определить степень понятности переданной информации. Например, одной из функций контакта глаз является проверка того, воспринято и понято ли переданное сообщение или какой-то его фрагмент, указание адресату, что говорящий закончил передачу тому некоей порции смысла;

Читайте также:  Свечи от хронической молочницы какие самые эффективные

средством улучшения понимания и запоминания вербальной информации. В частности, люди лучше опознают фигуры, звуки и образцы чая, если их вербальное описание сопровождается невербальным. Особенное значение невербальные показатели приобретают в условиях когнитивной нагрузки: лучше запоминаются предложения, сказанные с соответствующей их содержанию интонацией, чем сказанные без интонации.

Изменение аттитюдов и побуждение к действию.

Невербальная коммуникация увеличивает убедительность вербального сообщения.

Убедительность сообщения увеличивают:

— быстрый темп речи;

— громкий голос (75Дцбелл по сравнению с 70);

— меньшее расстояние до реципиента;

— более интенсивный контакт глазами

— прикосновение к реципиенту

Эмоциональное заражение.

«Смех за кадром» делает комедию более смешной для зрителей.

Усиление когнитивной активности.

Когнитивную активность людей усиливает демонстрация позы, связанной с плохим настроением: люди, напряженно давившие на стол во время решения задач, более тщательно анализировали поступающую информацию, чем те, кто сидел расслабленно.

Несоответствие невербального поведения вербальному разрушает когнитивные процессы. В частности, люди хуже вспоминают позитивные прилагательные, которые они запоминали, стоя в позе подчиненности – на коленях, чем те, которые они запоминали стоя прямо.

    1. Саморегуляция коммуникатором.

Копирование телесных выражений позитивных (счастье) и негативных (злость, скука, страх) эмоций (позы и мимики) приводит к их возникновению у коммуникатора.

Подавление невербального выражения эмоции приводит к меньшей интенсивности самой эмоции. Это касается как позитивных (радость), так и негативных (страх) эмоций.

Подавление эмоции может осуществляться с помощью действий – замещений (перекладывания конспектов, курения и т.д.)

6.Невербальное поведение определяет:

  • характер эмоции коммуникатора. Например, для злобы характерны поднятые вверх плечи, вытянутые вперед руки, открывающие и закрывающие жесты, много жестов-иллюстраторов, высокая двигательная активность; для грусти – расслабленное тело, медленные движения; для отчаяния – плечи вперед, открывающие/ закрывающие движения руками, экспансивные движения и т.д.;
  • интенсивность эмоции коммуникатора.

Самопрезентация.

  • более дружелюбный и естественный, когда он улыбается, кивает головой, поддерживает контакт глазами;
  • более активный / или суетливый, когда быстро говорит;
  • более целеустремленный, волевой, когда говорит глухим, низким голосом;
  • более компетентный, заслуживающий приема на работу, когда неотрывно смотрит на собеседника, активно жестикулирует, улыбается, говорит без запинок и с той же скоростью, что и слушатель, пахнет мужскими духами;
  • более сильный, агрессивный, доминантный, наделенный лидерскими качествами, когда долго смотрит на собеседника и громко говорил;
  • более искренний и достойный доверия, когда поддерживает контакт глазами, редко притрагивается к себе, активно жестикулирует;
  • более интеллигентный, образованный, когда имеет приятный тембр и интонации;
  • более симпатичный, когда поддерживает интенсивный контакт глазами, обладает большими зрачками и имеет привлекательную внешность;
  • более согласный со своим партнером, когда вербальное согласие сопровождается поворотом головы к нему и контактом глазами.

Выражение отношения.

Невербальная коммуникация включает сведения о:

— желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);

— характере или типе отношений (доминирование — зависимость, расположение — нерасположение);

— динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его или «выяснять отношения» и т.д.).

По мнению М.Аргайла, особенно наглядно в невербальной коммуникации проявляются враждебность, доминантность, стремление выделиться.

Доминирование тех или иных функций невербального поведения зависит от:

— возраста респондентов. Юноши используют невербальное поведение для определения эмоциональных состояний и качеств партнера, а дошкольники – для определения его статуса;

— профессионального статуса респондентов. Руководители, управляющие производственными коллективами, на основе интерпретации невербального поведения создают образ о другом человеке, группе лиц, ядром которого являются интеллектуально-волевые характеристики, качества личности, статусно-ролевые позиции, действия, формы взаимодействия субъекта. Руководители, ориентированные на общественно-политическую деятельность, создают образ о другом человеке, группе лиц, ядром которого являются качества личности, эмоционально-оценочные суждения, действия, формы взаимодействия. Они, интерпретируя невербальное поведение, значительно реже рассматривают его как знак эмоциональных состояний, отношений, чем как знак действий и взаимодействий личности и группы.

122 Что общего между вербальной и невербальной коммуникацией?

Издавна в психологической литературе существует подразделение на вербальную и невербальную коммуникации. И те и другие способы передачи информации используются в организационных коммуникациях с одними и теми же целями. Оба этих способа передачи различных сообщений присущи в различной степени и вертикальным, и горизонтальным коммуникациям, они встречаются и в формальных, и в неформальных взаимодействиях между членами организации. Дополняя друг друга, они имеют и существенные различия, свою специфику.

Вербальная коммуникация включает в себя устные и письменные контакты с передачей той или иной информации. Невербальная коммуникация подразумевает передачу информации без использования языка слов, устной или письменной речи. При этом мы получаем информацию посредством зрения, фиксируя такие выразительные элементы поведения, как лицевая экспрессия, жесты, позы, мимика, внешний вид в целом. Невербальная коммуникация дополняет, иллюстрирует или подчеркивает то, что говорится. Иногда же невербальные сигналы и устная речь даже противоречат друг другу. При этом мы обычно склонны больше верить своим глазам, нежели услышанному. Так, невербальные коммуникации порой даже превосходят по своей действенности вербальные.

Можно выделить следующие различия между вербальной и невербальной коммуникациями [1] .

1. Вербальная коммуникация осознаваема, в то время как невербальные сигналы являются более автоматическими и неосознаваемыми. Человек редко планирует свои жесты и движения тела в течение какого-либо разговора, но обычно продумывает то, что хочет сказать или написать.

2. Невербальная коммуникация не всегда оказывается ясной и определяемой четкими правилами, как при вербальной коммуникации. Так, если ваш коллега смотрит на свои часы, что это может означать? Наскучило ли ему общение с вами или же у него назначена встреча с другим человеком?

Таким образом, невербальные сигналы являются менее ясными и допускают ошибочную интерпретацию. По мнению западных экспертов, надежность сообщения, получаемого посредством невербальной коммуникации, составляет около 60%. Считается также, что женщины более склонны фокусировать свое внимание па невербальных сигналах в ситуациях коммуникации, и это объясняет, почему они являются лучшими слушателями, чем мужчины. Те же обычно сосредотачивают свое внимание в основном на словах. Исходя из этого делается вывод о том, что рост межличностных коммуникаций посредством электронной почты и факсов более благоприятен для мужчин, в то время как увеличение роли видеоконференций может быть преимуществом женской части персонала.

123 Для чего используется невербальный язык общения в процессе обучения?

— лучше распознаются основные эмоции;

— лучше распознаются интенсивные эмоциональные состояния;

— гнев и страх распознаются быстрее, чем позитивные эмоциональные состояния, например, счастье.

— наиболее эффективны те эталоны, в которых наряду с динамическими характеристиками мимики (подняты брови, опущены утолки губ) даны интегральные характеристики взгляда и всего лица (печальный взгляд, сияющие глаза, искаженное лицо, застывшее лицо);

Читайте также:  Вегетативная нервная система находится под контролем

— наиболее эффективны эталоны, ядро которых составляют мимические признаки и некоторые характеристики жестов.

Характеристики Лучше распознают экспрессию Хуже распознают экспрессию
Пол Женщины более точно распознают эмоции, особенно негативные (боль, тревогу, страдание, страх) и по мимическим выражениям лица Мужчины, более точно опознают решительность
Возраст Возрастает с 8 до 25 лет; 16-17 резкое улучшение качества опознания Больший возраст приводит к трудностям опознания эмоционального состояния по выражению лица; 25-30 лет- временное ухудшение качества опознания
Этническая принадлежность Русские лучше, чем жители США, Японии и ряда других стран, опознают страх, грусть, удивление, отвращение, но хуже — счастье, гнев, радость
Профессия актеры учителя, врачи, студенты
Когнитивные навыки умение экстериоризировать графическим и вербальным способами эталоны экспрессии; когнитивная сложность умение экстериоризировать вербальным способом эталоны экспрессии; когнитивная простота
Интеллект невербальный интеллект; художественный тип вербальный интеллект; мыслительный тип
Личностные качества сензитивные; тревожные, эмоционально- неустойчивые; с высокой саморегуляцией экспрессии малосензетивные, эгоцентричные; эмоционально-устойчивые; с низкой саморегуляцией экспрессии
Отношение к другим экстерналы; дружелюбные, доверчивые; стремящиеся к эмоциональной близости с другими интерналы; враждебные, подозрительные; не стремящиеся к эмоциональной близости с другими
Социальный статус в группе лидеры, популярные члены непопулярные, отвергаемые члены
Настроение настроение коммуникатора соответствует настроению реципиента настроение коммуникатора не соответствует настроению реципиента
Культура В обществах с небольшой культурной дистанцией, более выраженным индивидуализмом В обществах с большой культурной дистанцией, менее выраженным индивидуализмом

124 Какие вам известны способы кодирования невербальной коммуникации?

Системы невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью нескольких систем, среди которых кинесика, гаптика, экстра- и паралингвистика, окулесика, ольфакция, гастика и проксемика (Крейдлин, 2002; Лабунская, 1999).

1. Кинесика — самая большая система, включающая в себя различные движения — позы, походку, жесты и мимику.

Поза— это положение человеческого тела. Позы можно классифицировать на основе следующих критериев: этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отношений и взаимоотношений (позы симпатии—антипатии; подчинения—доминирования; включенности—отчужденности); психофизиологические состояния (напряженная—расслабленная, активная—пассивная позы); соответствие поз партнеров в общении (синхронные—асинхронные позы); направленность позы по отношению к партнеру (лицом к лицу — спина к спине); соответствие позы другим элементам невербального поведения (гармоничная —дисгармоничная).

Походка – движения ног, благодаря которым человек перемещается в пространстве. Она связана с позой, поскольку во время ходьбы у человека изменяется положение всего тела. Ее измерениями являются ритмичность, скорость, длина шага, давление ног на поверхность.

Жесты — движения рук или кистей рук. Жесты выделяются на основе участия в их создании одной или двух рук; по признаку их перекрещивания или симметричного расположения; по признаку центробежности (движение от себя) или центростремительности (движение к себе); по критерию однозначности и многозначности.

Мимика — движения лицевых мускулов и характеристики кожи. Существует три типа мимических сигналов: стабильные (цвет кожи, форма и конструкция лица); относительно стабильные (внешний вид кожи, расположение морщин, тонус мышц лица — признаки, претерпевающие изменения в течение жизни человека); нестабильные (кратковременные изменения движений мышц лица).

В целом П. Экман и У. Фризен выделили пять типов движений (Крейдлин, 2001).

— Эмблемы — движения, заменяющие слова или фразы (например, указующий жест).

— Иллюстраторы — движения, которые сопровождают вербальные сообщения (например, демонстрация размера пойманной рыбы во время рассказа о рыбалке).

— Экспрессивные знаки — движения, служащие для выражения эмоций (например, выражение радости на лице).

— Регуляторы – движения, которые регулируют беглость коммуникации (например, поворот тела от собеседника при желании закончить коммуникацию).

— Адапторы — остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих удовлетворение потребностей человека, их функция— защита, поддержка человеком себя (например, потирание носа, чавкание).

2. Гаптика — прикосновения коммуникатора к себе и реципиенту. Некоторые психологи включают эту систему в состав кинесики.

3. Паралингвистика — параметры голоса человека. К ним относятся громкость голоса и ее изменение, скорость и ритмичность речи, тембр, звучность, напряженность, мелодика голоса (хрипота, носовой звук, скрежетание и т.д.), ясность артикуляции.

4. Экстралингвистика — неречевые вкрапления в речь: стоны, смех, плач, вздохи, паузы, слова-«паразиты» («ммм», «ох», «вот»).

5. Окулесика — визуальное поведение людей во время общения. Параметрами взгляда являются его направление, линия и объект, движение и величина глаз, размер зрачков, длительность визуального контакта.

6. Ольфакция — язык запахов. К этой системе относятся как естественные для человека запахи тела, так и искусственные запахи, например, духи, благовония и т.д.

7. Гастика — язык пищи и напитков, которые человек предлагает окружающим, таким образом демонстрируя свое отношение к ним или к ситуации в целом.

8. Проксемика — пространственно-временная организация общения. Эта система включает в себя дистанцию, ориентацию и угол общения, расположение личных вещей, территориальность, временную организацию ситуации.

Дистанция— расстояние между партнерами по общению. Существуют разные классификации дистанций. Например, Е. Холл выделяет четыре дистанции: интимное расстояние (от 0 до 45 см) используется при общении самых близких людей; персональное расстояние (от 46 до 120 см) используется при обыденном общении со знакомыми людьми; социальное расстояние (от 121 до 400 см) оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; публичное расстояние (от 401 до 750 см) используется при выступлении перед большими аудиториями.

Территориальность. Территории могут быть классифицированы по таким критериям, как размер, собственность, тип взаимодействия и т.д. Существует два основных аспекта психологического значения территории. Во-первых, люди придают разный смысл территориям, на которых проходит их жизнь, например, они рассматривают различные части дома как показатель статуса (престижные и непрестижные части), место связи с потусторонним миром (подвал, чердак) и т.д. Во-вторых, люди склонны к защите территории, которую считают своей. Это касается даже тех территорий, которыми человек владеет временно, например, место на автостоянке. В частности, водители дольше покидают временно занятое ими место на автостоянке, если на него явно претендует другой водитель (стоит рядом, подает звуковой сигнал).

Временные характеристики общения: люди обладают определенными представлениями относительно времени и длительности разных ситуаций общения. Сопоставляя их со временем реального общения, они делают важные выводы.

Кроме вышеперчисленных систем, к невербальной коммуникации иногда относят и другие показатели, например, стиль одежды человека, цвета, использованные при оформлении интерьера и т.д

Ссылка на основную публикацию
Способ прогнозирования восстановления неврологических функций после инсульта
Гемигипестезия — что провоцирует одностороннюю потерю чувствительности Гемигипестезия считается одним из самых распространенных симптомов в неврологии. Она наблюдается практически у...
Спектрацеф Российские аналоги импортных лекарств с ценами
Спектрацеф - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (таблетки 200 мг и 400 мг) лекарственного препарата для лечения...
СПИД — медицинские консультации онлайн
Опасная бактерия! Можно ли заразиться гастритом? Опасная бактерия! Можно ли заразиться гастритом? Еще четверть века назад считалось, что хронические болезни...
Способ улучшения рецептивности эндометрия у пациенток с бесплодием, ассоциированным с эндометриозом
Как улучшить рецептивность эндометрия Область техники, к которой относится изобретение Настоящее изобретение относится к практической медицине, а именно к гинекологии,...
Adblock detector