КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА
Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка (Элько-нинД. В., 1989).
Один из них характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром.
Другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.
Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного периода они как бы меняются местами. Строго говоря, именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами — ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.
Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать следующую периодизацию психического развития (см. схему на с. 67).
При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра до-
МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ¦ 67
Фазы 1 II 1 II 1 II 1 II 1 и 1 II Периоды Младенчество Раннее детство Дошкольное детство Младшее школьное детство Младшее подрост-
ничество Среднее подрост-ничество Интелле ‘ктуальн о-познавательные силы Кризис развития Этапы психического развития ребенка (по Д. Б. Эльконину).
школьников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера ребенка.
При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественное освоение способов действий и эталонов.
Таким образом, согласно этой концепции, в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мо-тивационной сферы и как результат этого освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-по-
Результаты развития Освоение задач, мотивов и норм отношений Освоение способов деятельности с предметами Направления развития Развитие потребностно-мотива-ционной сферы:
— сюжетно-ролевая игра дошко льника;
— непосредственно-эмоциональ ное общение младенца;
Взаимоотношения ребенка с миром людей Развитие интеллектуально-позна-познавательных сил:
— учебно-профессиональная де ятельность старших подростков;
— учебная деятельность младшего школьника;
— предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве.
Взаимоотношения ребенка с миром вещей Закономерности развития Неравномерность и гетерохронность; сенситивность; кумулятивность; дивергентность—конвергентность развития; неустойчивость развития. 3*
68 ¦ Часть I. Обзор основных теорий развития ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЯШ
знавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами (см. таблицу на с. 67).
Итак, мы видим, что развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований. Следует отметить, что в каждой стадии содержатся элементы предыдущей и последующей.
3. Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина
Ценность этого подхода состоит в том, что автор попы- тался охватить и связать между собой два основных век- тора развития ребенка:
) первый вектор характеризует взаимоотношения ре- бенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;
2) второй вектор характеризует взаимодействие ре- бенка с миром людей.
Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внут- ри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе разви- ‘ тия этот единый по своей природе процесс раздваивает- ся. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего ‘возрастного этапа они как бы меняются местами. Именно смена доми- . нирующего вектора на субдоминантный и определяет на- чало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию век- тор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами — ведущая деятель- ность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.
Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психологических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психи- ческого развития, в которой последовательно сменяются два основных вектора развития ребенка.
При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со
Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина. Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка:
Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка:
1) первый вектор характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;
2) другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.
Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного этапа они как бы меняются местами. Именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами — ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет других субдоминантных видов деятельности.
Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психологических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психического развития, в которой последовательно сменяются два основных вектора развития ребенка.
При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера ребенка.
При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественно освоение способов действий и эталонов.
Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивационной сферы и, как результат этого, освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, Результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами.
Предпосылки новой деятельности возникают в ведущей деятельности данного периода, например у младшего школьника, благодаря усвоению способов деятельности с предметами, символами и знаками, возникает чувство взрослости («я умею все делать как взрослый») и появляется внутреннее желание овладеть навыками общения взрослых, отрабатывая их в группе сверстников, которая поддерживает его чувство взрослости. Тем самым намечается переход от предметной деятельности к деятельности общения.
Соотношение двух векторов развития (по Д. Б. Эльконину)
Результаты Развития | Освоение задач, мотивов и норм отношений | Освоение способов деятельности с предметами |
Направления развития | Развитие потребностно-мо-тивационной сферы: — общение подростков; — сюжетно-ролевая игра дошкольника; — непосредственно-эмоциональное общение младенца. Взаимоотношения ребенка с миром людей | Развитие интеллектуально-познавательных сил: — учебно-профессиональная деятельность старших подростков; — учебная деятельность младшего школьника; — предметно-манипулятив-ная деятельность в раннем детстве. Взаимоотношения ребенка с миром вещей |
Закономерности развития | Неравномерность и гетерохронность; сензитивность, куму-лятивность; дивергентность — конвергентность развития; неустойчивость развития. |
Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 385 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет