Теория психического развития Д

Теория психического развития Д

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка (Элько-нинД. В., 1989).

Один из них характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром.

Другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.

Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного периода они как бы меняются местами. Строго говоря, именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами — ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.

Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать следующую периодизацию психического развития (см. схему на с. 67).

При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра до-

МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ¦ 67

Фазы 1 II 1 II 1 II 1 II 1 и 1 II Периоды Младенчество Раннее детство Дошкольное детство Младшее школьное детство Младшее подрост-

ничество Среднее подрост-ничество Интелле ‘ктуальн о-познавательные силы Кризис развития Этапы психического развития ребенка (по Д. Б. Эльконину).

школьников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера ребенка.

При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественное освоение способов действий и эталонов.

Таким образом, согласно этой концепции, в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мо-тивационной сферы и как результат этого освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-по-

Читайте также:  Герпес на глазу причины, фото, симптомы, диагностика, лечение

Результаты развития Освоение задач, мотивов и норм отношений Освоение способов деятельности с предметами Направления развития Развитие потребностно-мотива-ционной сферы:

— сюжетно-ролевая игра дошко льника;

— непосредственно-эмоциональ ное общение младенца;

Взаимоотношения ребенка с миром людей Развитие интеллектуально-позна-познавательных сил:

— учебно-профессиональная де ятельность старших подростков;

— учебная деятельность младшего школьника;

— предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве.

Взаимоотношения ребенка с миром вещей Закономерности развития Неравномерность и гетерохронность; сенситивность; кумулятивность; дивергентность—конвергентность развития; неустойчивость развития. 3*

68 ¦ Часть I. Обзор основных теорий развития ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЯШ

знавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами (см. таблицу на с. 67).

Итак, мы видим, что развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований. Следует отметить, что в каждой стадии содержатся элементы предыдущей и последующей.

3. Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попы- тался охватить и связать между собой два основных век- тора развития ребенка:

) первый вектор характеризует взаимоотношения ре- бенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;

2) второй вектор характеризует взаимодействие ре- бенка с миром людей.

Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внут- ри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе разви- ‘ тия этот единый по своей природе процесс раздваивает- ся. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего ‘возрастного этапа они как бы меняются местами. Именно смена доми- . нирующего вектора на субдоминантный и определяет на- чало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию век- тор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами — ведущая деятель- ность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.

Читайте также:  Гормон ХГЧ когда начинает вырабатываться в моче по дням от зачатия

Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психологических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психи- ческого развития, в которой последовательно сменяются два основных вектора развития ребенка.

При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со

Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина. Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка:

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка:

1) первый вектор характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;

2) другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.

Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного этапа они как бы меняются местами. Именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами — ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет других субдоминантных видов деятельности.

Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психологических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психического развития, в которой последовательно сменяются два основных вектора развития ребенка.

При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера ребенка.

Читайте также:  Как восстановить лактацию - пошаговая методика

При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественно освоение способов действий и эталонов.

Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивационной сферы и, как результат этого, освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, Результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами.

Предпосылки новой деятельности возникают в ведущей деятельности данного периода, например у младшего школьника, благодаря усвоению способов деятельности с предметами, символами и знаками, возникает чувство взрослости («я умею все делать как взрослый») и появляется внутреннее желание овладеть навыками общения взрослых, отрабатывая их в группе сверстников, которая поддерживает его чувство взрослости. Тем самым намечается переход от предметной деятельности к деятельности общения.

Соотношение двух векторов развития (по Д. Б. Эльконину)

Результаты Развития Освоение задач, мотивов и норм отношений Освоение способов деятельности с предметами
Направления развития Развитие потребностно-мо-тивационной сферы: — общение подростков; — сюжетно-ролевая игра до­школьника; — непосредственно-эмоцио­нальное общение младенца. Взаимоотношения ребенка с миром людей Развитие интеллектуально-по­знавательных сил: — учебно-профессиональ­ная деятельность старших подростков; — учебная деятельность млад­шего школьника; — предметно-манипулятив-ная деятельность в раннем детстве. Взаимоотношения ребенка с миром вещей
Закономерно­сти развития Неравномерность и гетерохронность; сензитивность, куму-лятивность; дивергентность — конвергентность развития; неустойчивость развития.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 385 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Творог домашний с какого возраста
Творог в качестве прикорма для детей до года Творог — питательный кисломолочный продукт, богатый микроэлементами. Он важен для правильного формирования...
Таблица содержание холестерина в продуктах питания
Топ-15 самых опасных продуктов, содержащих холестерин в больших количествах Время на чтение: 7 минут Причинами повышенного содержания холестерина в крови...
Таблица соответствия возраста ребенка до года и размеров ноги в сантиметрах
Размер ножки новорожденного по месяцам таблица Обувь – важная часть гардероба любого человека, именно поэтому следует с особым вниманием подходить...
Тем, кто каким то образом сталкивался с лежачими больными
Купить Круг резиновый подкладной КРП-Альфа №2 (380x130мм) в аптеках Цена действует только при заказе на сайте Цены на сайте отличаются...
Adblock detector