Уровни общего недоразвития речи у детей ОНР 1, 2, 3, 4

Уровни общего недоразвития речи у детей ОНР 1, 2, 3, 4

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131» город Ярославль

Консультация для родителей

«У ребенка тяжелое нарушение речи (ОНР) – что это такое?»

Автор – составитель: педагог – психолог

МДОУ «Детский сад № 131»

Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – подросток – взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Необходимый объем помощи ребенку-логопату зависит от характера диагноза. Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте в детской поликлинике или в обычном дошкольном учреждении. Дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда в речевых группах детских садов.

Профессор Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям, страдает связная речь. Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи» (ОНР).

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.

Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности центральной нервной системы (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения в сензитивные периоды развития речи.

Наиболее сложным и стойким вариантом речевого нарушения является общее недоразвитие речи, обусловленное ранним органическим поражением мозга.

По своему клиническому составу эта категория объединяет разных детей. Так, по данным Е.М.Мастюковой, среди них можно выделить три основные группы:

— так называемый неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение центральной нервной системы. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями», такими, как недостаточная регуляция мышечного тонуса, недостаточность двигательных дифференцировок и т.п.; у детей наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т.п.

— осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких, как синдром повышенного внутричерепного давления, цереброастенический или неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр. У детей этой группы отмечается низкая работоспособность, нарушение отдельный видов гнозиса и практиса, выраженная моторная неловкость и т.д.

— грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, эту группу составляют дети с моторной алалией.

Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило определить три уровня речевого развития этих детей.

Первый уровень речевого развития , характеризуемый в литературе как «отсутствие убщеупотребительной речи».

  • Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина» – «машина»). При их воспроизведении ребенок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая звуко-слоговую структуру слова. Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребенок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения – ударение, количество слогов, интонацию и т.д. («тутя» – «рука»). Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («киа» – «кофта», «свитер» и т.д.)

Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки, и действия, совершаемые с ними (например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает»).

Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т.е. неязыковых) средств – жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребенок говорит «да» и сопровождает лепетное слово жестом руку, указывающим на требуемую игрушку, вместо «не буду спать» произносит «ни тя», отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т.д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы.

Вот описание игрушки (машины), составленное по наводящим вопросам логопеда: «Маня. Бика. Бика. Сены. Сены. Бика» («Маленькая. Машина. Едет. Колесо черное. Бибикает»).

Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании имрессивной стороны речи (т.е. понимание речи). Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов (в, на, под и др.), грамматических категорий единственного и множественного числа (дай ложку, дай ложки), мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на 1 уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.

Дети с 1 уровнем речевого развития должны получать логопедическую помощь с 2.5 – 3 возраста.

Второй уровень речевого развития , характеризуемый в литературе как «Начатки общеупотребительной речи».

Отличительной чертой является появление у речи детей 2-3, а иногда даже 4-хсловной фразы. («Да тена ника.» – «дай желтую книгу». «Де кася ися асом» – «Дети красят листья карандашом».) На первый взгляд подобные фразы могут показаться совершенно непонятными, однако детальный анализ образцов речи указывает на использование, наряду с аморфными словами, слов с явно выраженными категориальными признаками рода, лица, числа и даже падежа. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их: «пять куких» (пять кукол), «синя каландас» (синий карандаш), «де юкка» (две руки) и т.д.

Такие ошибки, наряду с попытками использования уменьшительно-ласкательных форм, свидетельствуют о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок с 2-ым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям: «Утя ези а туи». – «Утка лежит под стулом». «Асик ези таи». – «Мячик лежит на столе».

Однако по-прежнему часть простых предлогов (на, над, за и т.п.) и сложные (из-зи, из-под, через, между, около) вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.

По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия.

Однако недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно объединяет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо «вылил» – «не налил»), относительных и притяжательных прилагательных (вместо «грибной» – «грибы», вместо «лисий» – «лиска» и пр.), существительных со значением действующего лица «молочница» – «где пьют молоко») и т.д.

Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.

Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества фонем – до 16-20. При воспроизведении слов из 2-3 и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание («сипед» – велосипед, «китити» – кирпичи).

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Например, составляя рассказ по серии сюжетных картинок «Мишка и мед», ребенок испытывает трудности при передаче их последовательности и содержания. «Митя идя гыка. Идя по есу. Ези мед. Митя лез гыка. Итыт птеиы. Потом зяиа. Митя бези. Птеиы итыт.» («Мишка увидел дырку (дупло). Идет по лесу. Лежит мед. Мишка залез к дырке. Летят пчелы. Потом жалят. Мишка бежит. Пчелы летят.)

Дети со 2-ым уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3-4 летнего возраста.

Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д.

Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными в косвенных падежах.

Читайте также:  От чего таблетки Урсосан Инструкция по применению, цена, отзывы врачей

По-прежнему явно недостаточным будет понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые (вместо «встал из-за стола» – «встал из стола»).

  • На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции. Изучение данной категории детей показывает, что действительно имеет место положительная динамика в овладении системой морфем и способов манипулирования ими. Ребенок с ОНР 3-го уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы для цветка» – «горшочный», «человек, который строит дома» – «доматель»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» – «мойчик», вместо «лисья» – «лисник»). Очень часто попытки ребенка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко-слоговой организации произодного (т.е. вновь образованного) слова, вместо «нарисовал» – «саявал», вместо «мойщик» – «мынчик».

Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Тенденция к множественным семантическим заменам по-прежнему сохраняется (вместо «корзина» – «сумка», вместо «перчатки» – «эти, на руках, которые»).

Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры, например, «водопроводчик чинит водопровод» – «водопавотя тинит водовот», «экскурсовод проводит экскурсию» – «икусавод паводит икуси»).

Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбор картинок, в названии которых есть заданный звук и т.д. Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем ОНР операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.

Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону. Например, как ребенок составил рассказ по серии картин «Зимние развлечения»: «Дети гуляли на дворе. А там снег. Взяли пальто, шапки, взяли эти, на руки, которые. Мальчик катал, и этот тоже катал. Сделали неневики (снеговиков). Потом он на санков катал собаку. Нет, это не он, это другой. А другой на горке сидел, а потом здесь бегал (показывает рукой на картинку «каток»).

Дети с 3-им уровнем речевого развития направляются в логопедические группы с 5-летнего возраста на 2 года. И если коррекционная программа пройдена в полном объеме, есть большая вероятность того, что они смогут обучаться в общеобразовательной школе.

Родителям надо помнить, что речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций, к тому же дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому нельзя пренебрегать той коррекционной помощью, которую оказывают специалисты детям с ОНР еще в дошкольном возрасте.

Но ряд недостатков возможно исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но иногда делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте ребенка за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля», «ням-ням» и т.д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.

Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни ребенка, когда процесс становления и автоматизации не закончен.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.

Помните, что только в результате вашего, родительского, самоотверженного труда в домашних условиях ребенок достигает успеха.

Характеристика ОНР 1-го уровня: памятка для логопеда и родителей

«У ребенка ОНР (общее недоразвитие речи) 1 уровня» − такое логопедическое заключение может услышать родитель трехлетнего неговорящего малыша. В этом возрасте некоторые дети по различным причинам наблюдаются у невролога, и не каждый родитель склонен консультироваться у логопеда по поводу отсутствия речи.

Многие думают, что дефекты речи возникают только у детей со сниженным интеллектом, глухих или слабослышащих. Увы, это мнение ошибочно. 1 уровень ОНР характерен также для детей с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом. Если вовремя обратить внимание на эти трудности, начать коррекционную работу со специалистом, выполняя все рекомендации, то можно с ними справиться.

  • Определение понятия ОНР 1 уровня
  • Актуальность
  • Статистика
  • Подтипы
  • Сравнительные особенности нарушения развития речи
  • Причины возникновения
  • Механизмы
  • Диагностика
  • Специалисты, к которым следует обратиться
  • Принципы терапии
  • Профилактика
  • Рекомендации

Определение понятия ОНР 1 уровня

Отечественные авторы определяют ОНР 1 уровня как почти полное отсутствие речи у ребенка. Речевая деятельность человека состоит из нескольких компонентов – это активный и пассивный словарь, звукопроизношение (правильное произношение отдельных звуков и звукокомплексов, а также способность услышать именно эти звуки), грамматический строй речи (взаимодействие слов между собой), связная речь (способность четко и ясно излагать свои мысли, не отвлекаясь на детали).

У ребенка с ОНР 1 уровня все эти компоненты, так или иначе, нарушены.

Актуальность

Речь, а особенно правильная – важнейший компонент коммуникации. Для того чтобы ребеночек, а в дальнейшем и взрослый, был успешен, он должен говорить понятным и доступным способом. Грамотное повествование развивает личность ребенка, позволяет передавать свои мысли и эмоции, делиться впечатлениями, расширять свой кругозор.

Статистика

Анализ статистических данных неутешителен – у всех детей с речевыми нарушениями ОНР диагностируется более чем в 70%.

Подтипы

Общее недоразвитие речи 1 уровня характеризуется нарушением всех элементов речевой системы.

ОНР 2 уровня – использование в своей речи нескольких слов, при этом характерно не всегда правильное их произношение.

ОНР 3 уровня – ребенок уже способен говорить длинными фразами, словарный запас увеличивается.

ОНР 4 уровня – на данном этапе остаются незначительные сложности, иногда допускаются ошибки. Важно не прекращать заниматься, так как отдельные трудности могут мешать первокласснику или дошкольнику справляться с чтением и письмом.

Сравнительные особенности нарушения развития речи

Характеристика выявленной у ребенка патологии зависит выраженности симптомов:

Лексический запас Звукопроизношение Фонематическое восприятие/ фонематический слух Грамматический строй Слоговая структура Связная речь Понимание
ОНР 1 ур. Звукоподражания, лепетные слова Множественные нарушения В начальном состоянии/ грубо нарушен Нарушен Нарушена Отсутствует Зависит от ситуации
ОНР 2 ур. Маленький (значительно меньше нормы) Различные и многообразные искажения, замены, отсутствие звуков Недостаточность Не сформирован Грубо нарушена Фраза из 2-3 слов Значительно развивается
ОНР 3 ур. Значительно увеличивается Имеют место все виды звуковых нарушений Недостаточно развито/ навыки звукового анализа и синтеза самостоятельно не формируются Правильное употребление простых предложений, специфические ошибки (неправильное согласование, пропуск и замена предлогов, ошибки в ударениях) Слоговая структура нарушена меньше, но остаются ошибки (сокращение слогов, перестановка, замена) Преобладание простых предложений Уже ближе к норме
ОНР 4 ур. Практически норма Могут оставаться искажения звуков, трудности постановки [Р] Недостаточно сформировано Могут оставаться ошибки в употреблении существительных, в падежных окончаниях (родительном и винительном), множественном числе, употреблении сложных предлогов Остаются отдельные нарушения – сокращение, перестановки звуков, намного реже – пропуск и перестановка слогов, добавление слогов Пропуск и замена союзов, инверсии (перестановка обычного порядка слов в предложении) Практически норма

Как видно из таблицы, каждый уровень имеет свои характерные особенности и первый – самый тяжелый.

Причины возникновения

Существует несколько групп причин, под воздействием которых могут возникать эти нарушения:

  • Патологии во внутриутробном развитии – токсикоз у матери на ранних сроках (когда идет закладка и формирование нервной системы малыша), различные заболевания, перенесенные матерью во время первого триместра беременности (особенно опасны вирусы и инфекционные заболевания в I триместре беременности), резус-конфликт.
  • Родовая патология – черепно-мозговая травма, удушение пуповиной (асфиксия), в результате чего новорожденный испытывает кислородное голодание, а это, в свою очередь, негативно отражается не только на речевых центрах коры головного мозга, но и на всех других органах и системах.
  • Перенесенные ребенком заболевания в первый год жизни – вирусные, инфекционные, различные травмы.
  • Наследственный фактор.
  • Негативное влияние окружающей обстановки – отсутствие или недостаточность правильно говорящего окружения ребенка – нарушения речи у родителей, отец и мать со снижением слуха (у слышащих детей), различные психотравмирующие ситуации, частые и длительные госпитализации детей.
Читайте также:  Таблетки от поноса, какие лекарства принимать при диарее

Механизмы

Недостаточное развитие речи у дошкольника – системное нарушение. Пациенты с данным уровнем развития сильно отстают от своих сверстников. Если пустить этот процесс на самотек, ребенок не сможет учиться в школе, он будет испытывать не только трудности при овладении школьной программой, но и психологический дискомфорт.

Механизм формирования данной патологии связан с тем или иным поражением центральной нервной системы (например, гипоксия плода во время беременности, асфиксия во время родов, травма головы).

Диагностика

Распознавание и выявление различных речевых расстройств – это не только функция логопеда. Первичная диагностика осуществляется родителями или ближайшим окружением ребенка. В эпоху развития современных технологий каждый заинтересованный взрослый способен самостоятельно отслеживать РР (речевое развитие) своего малыша, а также способствовать активизации этих процессов. Первые признаки задержки развития речи могут отмечать и взрослые.

Также за развитием речи и общим физическим состоянием наблюдают детские специалисты (в том числе невропатолог и педиатр). Их заключения помогают логопеду составить полную картину − изучить так называемый «речевой анамнез» − особенности протекания беременности, родов, первого года жизни ребенка.

Специалисты, к которым следует обратиться

Зачастую нарушения речи сопровождаются неврологической патологией, которая выражается замедленными темпами созревания нервной системы. Поэтому грамотный специалист назначит специальные препараты, которые будут способствовать и стимулировать ее дозревание. Соответственно, лечить маленького пациента будет врач-невропатолог.

Некоторые дети испытывают психологические трудности, когда их слова, словосочетания и предложения непонятны сверстникам и родным. Поэтому для того чтобы справиться с ними и не довести ребенка до логофобии (боязни говорить), подключается детский психолог. К тому же у дошкольников с ОНР страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление.

Логопед. Основная роль в преодолении вышеуказанных нарушений отводится именно этому специалисту, который проведет грамотную диагностику, определит степень речевого развития, наметит план занятий, цели и задачи. При ОНР 1 уровня необходим индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку, так как нарушения речи многообразны. Идеальным решением будет посещение ребенком логопедического детского сада.

Принципы терапии

Коррекция и лечение данной патологии проводится несколькими специалистами, которые используют различные методы и методики:

  • Начинать работать логопеду следует с развития понимания речи окружающих.
  • Постепенно накапливать средства общения (увеличение словарного запаса, расширение значений слов, формирование правильного звукопроизношения).
  • Усвоение различных форм общения.

Коррекционная логопедическая работа должна сочетаться с сопутствующим лечением – приемом лекарственных препаратов, физиотерапией, которые будут способствовать и стимулировать созревание центральной нервной системы.

Особое внимание следует уделять мелкой моторике, так как тренировка мышечного тонуса пальцев рук способствует активизации центров головного мозга, ответственных за речь. Доказали свою эффективность пальчиковая гимнастика, игры со льдом, с тестом, наждачной бумагой, контрастные ванны для рук, аппликатор Кузнецова и др.

Благоприятный прогноз в том случае, когда патология выявлена вовремя и начато своевременное лечение и логокоррекционное воздействие. Если же родители не заинтересованы, то последствия будут печальными.

Профилактика

Профилактические мероприятия плавно вытекают из причин появления нарушений:

  • Для женщины, планирующей стать мамой, важно подготовить себя и свой организм к вынашиванию малыша, тщательно следить за собой, наблюдаться у врача, следовать всем его рекомендациям.
  • К сожалению, момент родов не всегда зависит от будущей матери – основную роль здесь играет медицинский персонал, а точнее профессионализм и ответственность каждого конкретного работника. Женщина, в свою очередь, может позитивно настроиться на процесс родов.
  • Первый год жизни малыша – самый важный. Чем раньше удается обнаружить нарушение, тем скорее можно начать лечение и коррекционную работу.

Рекомендации

Одна из самых главных и важных рекомендаций – совместная работа ребенка, родителей и специалистов (врачей, логопеда, психолога, воспитателя).

Ведь если дошкольник посещает логопеда, занимается с ним, а дома не прикладывает никаких усилий к закреплению отработанных навыков, должного и нужного эффекта не будет или придется его ждать значительное количество времени. Многие родители считают, что если с ребенком занимается логопед или психолог, то этого вполне достаточно и им ничего не нужно делать. Это не так, все новые умения и достижения детей должны повторяться и совершенствоваться в привычных ситуациях, у них должна вырабатываться привычка произносить звуки или слова правильно.

Степени тяжести ОНР – уровни недоразвития

Общее недоразвитие речи – это комплексная проблема, которая состоит из следующих нарушений: небольшой лексический запас, речь развивается очень медленно, многочисленные грамматические ошибки, плохое произношение, низкий уровень владения фонемами.

Таким образом, общие нарушения речи повреждают целиком речевую систему интеллекта.

Уровни ОНР

У каждого ребенка, страдающего общими нарушениями речи, эта проблема может иметь разную степень тяжести. Речь может отсутствовать полностью в самом сложном случае.

И в самом простом случае речь может быть очень хорошо развита, но могут быть трудности с применением правил грамматического строя языка, с использованием лексики и фонетики.

Ученые выделяют четыре степени ОНР. Первые три степени подробно описывает автор Р.Е. Левина. Четвертую степень подробно описывает Т.Б. Филичева. Рассматривая каждую степень, нужно обратить внимание, что ей присущи два вида дефекта: первичный и вторичный, и каждый из них имеет свои особенности, которые являются причиной возникающих нарушений речи.

Первый уровень ОНР

Речь ребенка крайне бедна. Лексический запас слов представляет собой лишь сборник нескольких наиболее часто встречающихся в бытовой жизни понятий. Но даже эти слова ребенок не может правильно произнести.

Чаще всего вместо полноценного воспроизведения звукового состава слова ребенок способен произнести лишь устоявшийся в его речевой памяти комплекс звука, который лишь отдаленно чем-то напоминает исходное слово.

Так как запас слов ребенка очень ограничен, то он пытается для обозначения неизвестных ему понятий использовать жесты и мимику. Ситуация осложняется тем, что один и тот же звуковой комплекс или жест ребенок применяет к разным явлениям и предметам. С помощью лепетных слов ребенок пытается изъясняться в виде однословных предложений.

Естественно, что дети с первой степенью ОНР не могут даже частично соблюдать грамматический строй родного языка. Также они полностью игнорируют правила морфологии для образования слов. Даже сами слова они не в состоянии произнести целиком, а справляются лишь с тем, чтобы произнести корень слова, который всегда употребляется без флексий.

Если возникает потребность спродуцировать речевую фразу, то ребенок делает это следующим образом: он произносит усвоенный им звуковой комплекс, а для того чтобы слушающим было проще его понять, дополняет его жестами. Причем значение произнесенного слова нужно понимать, исходя из текущей ситуации. В ином контексте это же самое лепетное слово может иметь совершенно иное значение.

Дети с первой степенью ОНР не способны понимать, и уж тем более полноценно использовать грамматический строй родного языка. они не могут отличить существительное единственного числа от существительного множественного числа, не в состоянии понять, употребляется ли глагол в настоящем или прошедшем времени.

Также они не видят отличия слов, употребляемых в мужском или женском роде. Не понимают смысла предлогов. Эти дети абсолютно не воспринимают грамматическое значение услышанной речи и лишь стремятся сосредоточиться на ее лексическом значении.

Звуковая составляющая речи этих детей также имеет большие проблемы. С точки зрения фонетики эта речь абсолютно неопределенна. И речи быть не может о наличии хоть каких-нибудь устоявшихся фонетических привычек речевого оформления.

Если посчитать, сколько ребенок при произношении слова допускает ошибочных звуков и сравнить это количество с правильно произнесенными звуками, то первое число будет больше. Если дать ребенку задание вычленить каждый звук по отдельности из произнесенного им слова, то он также не сможет справиться с этой простой просьбой.

Еще один характерный признак первой степени ОНР в том, что ребенок не может выделить отдельные слоги в произносимых им словах.

Второй уровень ОНР

Дети, имеющие этот уровень развития речи, в своих речевых возможностях значительно превосходят детей из первого уровня. Однако лексический запас у них тоже очень скуден, слова употребляются с искажениями, но по своему значению имеют более устойчивый характер.

Дети уже способны обозначать не только сами предметы, но также имеют в своем запасе слова, обозначающие их признаки. Также есть понимание слов, обозначающих действие. Большим достижением является и то, что дети уверенно используют в своих речевых высказываниях местоимения, а иногда даже пытаются использовать союзы и предлоги. Если ребенок получил вопрос, ответ на который ему хорошо знаком, то он постарается внятно и полно на него ответить.

Итак, мы увидели, что вторая степень ОНР оказывает гораздо менее вредное воздействие на речевые возможности детей, нежели первая степень. Однако все же очевидно, что недоразвитие речи и у этих детей затрагивает всю речевую структуру.

Первое, что бросается в глаза, это использования слишком простых предложений, которые состоят из двух или не более трех слов. Лексический запас слов крайне скуден по сравнению со словарных запасом ровесников. И если сверстники уже легко называют все части тела, разных животных и знают наименования профессий, то этим детям эта область знаний до сих пор неведома.

На этом уровне речевого развитие свойственны затруднения в определении размера, цвета и формы предметов. Дошкольник пытается подобрать слово, но ему сложно найти точное обозначение свойства предмета, поэтому он вынужден использовать что-то близкое по значению.

Если говорить о грамматике, то в речи ребенка присутствует множество ошибок, причем они носят устоявшийся характер.

Однако стоит отметить, что в услышанной речи эти дети понимают некоторые словоизменительные формы, вычленяют отдельные морфологические элементы, что позволяет им лучше понимать окружающих людей.

И хотя им также сложно определять принадлежность к единственному или множественному числу, если в окончании слова стоит ударение, то у них это получается. Хоть и с большими трудностями, но все же эти дети определяют иногда род глаголов и их время.

Читайте также:  Можно ли заразиться раком Кого на самом деле стоит опасаться

С именами прилагательными дело обстоит сложнее: их число и род определить ребенок не способен.

Улучшено восприятие предлогов. Однако понять их функцию дети способны только, если речь касается знакомых ситуаций. Есть определенное понимание грамматических закономерностей, но применять их дети способны только к тем словам, которые усвоили в раннем детстве.

Фонетический аспект речи проблематичен – звуки часто искажаются, наблюдается частая подмена одних звуков другими.

Чувствуя, что кто-то контролирует его речь, ребенок большинство звуков произносит верно, однако в своей спонтанной речи, когда самоконтроль сведен к минимуму, количество ошибок в произношении резко возрастает.

Большинство детей этого уровня развития речи с трудом воспроизводят звукослоговую структуру слов.

Третий уровень ОНР

Этот уровень особенный тем, что речевые дефекты у ребенка присутствует, однако выявить их способен только специалист.

Этот уровень речевого развития характерен тем, что словарный запас приближен к нормальному. Эти дети выражают свои мысли грамотно. Их речь лексически и фонетически верна. Однако с точки зрения грамматической составляющей речи, некоторых правил фонетики и лексики есть незначительные затруднения.

В бытовой речи иногда встречаются ошибки в грамматическом оформлении речевых фраз, произношение может быть иногда неточным, а слова не правильно подобраны к контексту. Фонетическая составляющая по сравнению с предыдущем уровнем значительно лучше.

Речевые трудности в первую очередь возникают из за того, что ребенок не понимает значения отдельных слов. Есть проблемы со словоизменением и словообразованием. Эти проблемы проявляются не часто, однако очень заметно, что не понимание некоторых общеупотребительных слов мешает этим детям достаточно точно выражать мысли словами.

Поэтому детям приходится заменять нужные слова теми, что близки по значению. В результате, к примеру, шарик превращается в мячик, а продавец становится кондуктором.

Дети хорошо справляются с использованием предлогов. Особенно это касается тех предлогов, которые обозначают пространственное отношение между предметами. Но иногда они неправильно выбирают предлог, либо опускают его. Это свидетельствует о том, что ребенок не до конца понимает, как работать с предлогами и какое они имеют значение.

Причем дети стараются использовать пространственные предлоги. Иные же предлоги они внедряют в свою речь реже. И практически никогда не звучат в их речи предлоги, обозначающие обстоятельства и свойства предметов.

Эти дети совершают много попыток изменения слова, что приводит к разрушению синтаксической связи в предложениях. Особенно это касается окончаний для обозначения женского или мужского рода в именах существительных. Наблюдается склонность заменять окончание среднего на окончание женского рода в существительных.

Также есть склонность ошибаться при выборе окончаний с мягким согласным в словах женского рода. Еще одной проблемой является согласование с существительными прилагательных и глаголов.

Итак, если все это обобщить, то получаем следующую картину:

  • отсутствует в лексическом запасе некоторые общеупотребительные слова;
  • грамматические формы недостаточно сформированы. Наблюдаются проблемы со словоизменением;
  • предложения в речи ребенка чаще всего простые. Сложные предложения ему сформировать непросто, поэтому он старается этого избегать;
  • существуют проблемы в употреблении некоторых звуков, также заметна проблема с соблюдением структуры отдельных слов;
  • бытовая речь в целом понимается хорошо, но некоторые слова и выражения не воспринимаются в полной мере. Заметно, что дети стараются подменять слова и грамматические формы.

ОНР у разных детей может быть вызвано разными причинами. Поэтому и проявляется оно также по разному.

Одной из частых причин являются дефекты в акустико-гностических процессах. Это означает, что если ребенок слышит человеческую речь, но в то же время на фоне имеются и другие звуки, то ему сложно вычленить и понять смысл сказанного.

Еще одной из частых причин является нарушение речедвигательной системы, которое может возникнуть в результате недоразвитости ЦНС или ее повреждении.

Другие дети страдают ОНР из за плохого развития артикуляционного аппарата.

Артикуляция же в свою очередь страдает из за дефектов речедвигательной системы.

Так как работа речедвигательного аппарата и слухового анализатора происходит рассогласованно, то ребенку сложно понимать звуковую структуру слова, это лишает его возможности пополнять лексический запас, сложно грамматически верно продуцировать речевые высказывания, что в последствии будет серьезной помехой для обучения чтению и письму.

В зависимости от того, насколько сильно нарушены процессы, которые отвечают за понимание чужой речи и продуцирование собственной, возникает та или иная степень ОНР.

Еще одной причиной ОНР могут быть проблемы со зрением.

Оптико-гностические дефекты начинают оказывать негативное влияние на речь еще в младенческий период. Ребенок накапливает небольшой комплекс ассоциаций о предметах.

Ведь для того, чтобы обозначить тот или иной предмет словом, нужно иметь представление об этом предмете. Если же человек не знает какой-либо предмет достаточно хорошо, у него отсутствуют обобщения о нем, то интеллект теряет способность воспринимать и его словесное обозначение.

Четвертый уровень ОНР

Часть исследователей также выделяют в отдельную группу четвертый уровень общего недоразвития речи.

Речь этих детей развита достаточно хорошо. Они прекрасно справляются с задачей формулировать собственные мысли. Бытовая речь идеально, и дефекты в ней не обнаруживаются.

Однако при выполнении специальных заданий эти дети допускают незначительные ошибки. Эти ошибки нельзя назвать грубыми, однако они показывают, что ребенок испытывает трудности в том, чтобы различить некоторые звуки.

Подобные упражнения позволяют выявить незначительные дефекты при попытке воспроизведения звуковой структуры слов, которые вызваны тем, что ребенок плохо запоминает грамматический образец. Например, вместо слова «портной» ребенок может сказать «поторной». Иногда ребенок заменяет звуки или даже целые слоги местами.

Например, вместо слова «молоко», ребенок говорит «комоло». Либо вместо слова «солнце», говорит «соцне». Некоторые звуки просто опускаются. Вместо слова «четырехэтажный» говорит «четырехтажный».

Таким образом, четвертый уровень ОНР характеризуется фонетическими и фонематическими дефектами, а также трудностями с воспроизведением звуковой и слоговой структур слова.

Также иногда проявляется невнятная речь, эта речь недостаточно выразительна, наблюдаются трудности с дикцией, речь приобретает некоторую смазанность.

Также эти дети недостаточно хорошо воспринимают фонемы. Поэтому можно утверждать, что фонемооразование развито также не очень хорошо.

Что касается лексического запаса слов, то он достаточно богат. Но и в этой области можно заметить небольшие дефекты. Например, некоторые животные с трудом запоминаются.

Это касается тех животных, которых ребенок никогда не видел, таких как панда или кенгуру, к примеру. Также сложно дается запоминание некоторых неочевидных профессий, растений.

И даже некоторые части тела почему-то не запоминаются. В разговорной речи заметно, что недостаток словарного запаса ребенок пытается загладить тем, что подбирает схожие по значению слова. Вместо слова «филин», он говорит «птичка», а вместо слова «дерево», говорит «береза».

Есть сложность с тем, чтобы описывать признаки предметов или действия. В таком случае эти дети также стараются подобрать термины, которые бы были близки по значению, но это делает речь недостаточно точной. Такие дети легко заменяют «овальный» на «круглы». А если кто-то прибежал, ребенок говорит «пришел».

Если не удается найти подходящее по значению слово, ребенок начинает подбирать целую фразу. Допустим, вместо фразы «мальчик подмел», ребенок говорит «мальчик почистил во дворе веником».

Что касается лексических средств, то ими дети владеют на достаточно высоком уровне. Бытовые антонимы легко ими усваиваются и успешно используются в повседневной речи.

Они четко видят разницу между большим и маленьким, между широким и узким, высоким и низким. Но это касается только тех антонимов, которые затрагивают реальные предметы. Как только речь заходит об абстрактных понятиях, то тут же начинаются трудности.

Для того чтобы выявить проблемы с усвоением лексических средств, можно предложить детям объяснить пословицы с переносным смыслом. Чаще всего такие дети не могут ни понять, ни применить в жизни суть этих пословиц.

С называния профессий наблюдается такая ситуация: детям трудно понять, в каком роде звучит профессия – в женском или в мужском.

Если необходимо обозначить какую-либо профессию в определенном роде, то для того, чтобы это сделать в силу своей неспособности запомнить грамматически верную форму ребенок придумывает свою собственную, естественно, ошибочную.

Работа с увеличительными суффиксами также дается с трудом. Ребенок не понимает, что «рыбище» – это большая рыба, а «силище» – это очень много силы.

Та же самая проблема касается и употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Малинка» и «малина» по мнению ребенка – это разные вещи. И ему не понять, что «домик» – это маленький дом.

Но и с другими видами суффиксов также часто случаются проблемы. Допустим, заметны затруднения в использования суффиксов, которыми обозначается единичность предмета.

В отличии от детей, находящихся на других уровня ОНР, эти дети очень хорошо владеют множеством сложных слов, встречающихся регулярно в бытовой речи. Но когда нужно использовать малознакомый термин, то тут начинаются большие трудности.

С точки зрения грамматического строя речи существуют также некоторые недостатки. Трудно образовать множественное число в род. и вин. падежах.

Например, ребенок может рассказать: «Я убегал от много собаков». Возникают ошибки при попытках согласования прилагательных с существительными в отношении пола.

Ребенок может выдать «Я прыгаю на синим скакалке». Согласование прилагательных и существительных по числу также вызывает затруднение. Ребенок говорит: « Я лежу на большом кровате».

Согласование числительных с существительными тоже вызывает проблемы. Нередкими являются фразы подобные этой: «На столе лежат две карандаша» .

Существуют также и другие трудности, которые негативно сказываются на звучании связной речи:

  • ребенок имеет трудности с запоминанием;
  • ему сложно сосредоточиться долгое время на чем-то одном;
  • плохо развита моторика пальцев;
  • страдает логическое мышление.

Таким образом, дети с общими нарушениями речи медленнее остальных усваивают нормы связной речи, поэтому многие аспекты речевой активности значительно отстают от нормальных показателей.

Ссылка на основную публикацию
Ультразвуковой SMAS-лифтинг Альтера в Москве — Цены 2020
Смас лифтинг аппарат ulthera system со скидкой в москве Главная Объявления Магазины Услуги Помощь Блог Русский Українська English Srpski Deutsch...
Узловой зоб что нужно знать пациенту
Что вы знаете о щитовидной железе? Мы рады приветствовать тех, кто открыл эту страничку. Этой статьей мы хотим сформировать у...
Узлы в щитовидной железе, рак симптомы, диагностика и лечение — Сибирский медицинский портал
Обратная связь Отправить вопрос Необходимо оценить, произошло ли увеличение размеров узла в течение последнего года, если да - выполнить пункционную...
Умер любимый котик — simply miu — ЖЖ
Инфаркт у кошек и котов Инфаркт у кошек и котов тоже случается. Звучит ужасно, но никто не застрахован от болезней....
Adblock detector