Уровни построения движений по Н 1

Уровни построения движений по Н 1

Уровни построения движений по А.Н. Бернштейну. Уровневое строение письма по А.Н. Бернштейну.

По мнению Н. А. Бернштейна, в системе движений можно выделить 5 уровней, которые обусловлены смыслом, задачей движения и содержанием информации в цепи обратной связи:

А — уровень (генетически обусловленный) «обслуживает» тонус мышц, состояние равновесия;

В — уровень (синергий) ориентирован на взаимное положение частей тела и координацию сложных двигательных актов;

С — уровень (пространственного поля) связан с организацией движения в условиях воздействии факторов внешнего пространства;

D — уровень (предметных действий) включает кору головного мозга в управление движениями;

Е — уровень (интеллектуальных двигательных актов) обеспечивает движения, связанные с речью, графикой, письмом.

A — С точки зрения анатомии — это рубро-спинальный уровень, а функционально – это уровень палеокинетических регуляций. В качестве характерных движений этого уровня Бернштейн приводит рефлексы реципрокной иннервации и денервации мышц антагонистов, регулирование скоростных показателей моторных единиц и т. п.

При письме этот уровень обеспечивает мышечный тонус, позу, удержание прибора для письма и т.п.

B — таламо-паллидарный уровень или уровень синергий. Этот уровень построений отвечает за следующи характеристики движений:

  1. Ведение высокослаженных движений всего тела, в которое вовлекаются многие десятки мышц.
  2. Организация и контроль протекания движения во времени — в частности, уровень В, по мнению Бернштейна, отвечает за ритмическую организацию движений.
  3. Шаблонные — повторяющиеся ритмически или одиночные движения очень характерны для данного уровня построений.

При письме этот уровень обеспечивает плавность движений, их взаимную координацию.

C — пирамидно-стриальный уровень или уровень пространственного поля.

Бернштейн выделяет следующие группы, относящиеся к данному уровню:

  1. Всевозможные локомоции;
  2. Манипулирование с пространством отдельных частей тела, например, игра на музыкальных инструментах.
  3. Перемещение вещей в пространстве;
  4. Баллистические движения;
  5. Движения прицеливания;
  6. Подражательные и копирующие движения

При письме этот уровень обеспечивает пространственные характеристики движений, то есть, во многом влияет на почерк. Характер, ориентация линий, компоновка элементов письма на листе – введении этого уровня.

D — теменно-премоторный уровень или уровень предметных действий, смысловых путей и т. д. Группы движений с ведущим уровнем D, выделяемые Бернштейном;

  1. С малым участием технических фонов — движения предметной ориентации — ощупывание, разглядывания, примеривания и т. п., схематическое рисование, манипуляции с предметами.
  2. Основной фоновый уровень — С. Технические навыки, требующие точной метрической выверенности движений — черчение, работа токаря, хирурга, резчика и т. п.
  3. Основной фоновый уровень — В. Движения косца, землекопа, многие движения при работе на конвейере. Вязание на спицах, мотание ниток, вязание узлов.

При письме этот уровень обеспечивает владение инструментом письма, собственно навык скорописи.

E — уровень символической координации (речи, письма и т. п.)

Данный уровень, как следует из его названия, отвечает за речевые, символические движения. Например, это письмо, изображение каких-либо символов, речедвигательная активность, использование языка глухонемых и т. п.При письме этот уровень отвечает за смысловую составляющую текста.

Нейропсихология движений

Двигательный анализатор

Нейропсихология — это межотраслевая научная дисциплина, нацеленная на изучение связи функционирования головного мозга и его структуры с протеканием психических процессов и поведением человека.

Нейропсихология движений — это сложная функциональная система, состоящая из целого набора двигательных актов, которые регулируются и управляются афферентными импульсами.

Для человека характерны сложные психические функции, среди которых произвольные движения и действия. Произвольные действия — это совокупность произвольных движений, объединенных единой целью.

С одной стороны, это самостоятельные двигательные акты, а с другой стороны – это средства реализации различных форм поведения. В состав устной и письменной речи тоже входят произвольные движения.

С физиологической точки зрения движения- это сокращения/расслабления поперечнополосатой мускулатуры конечностей и всего туловища. Во время выполнения движения происходит перемещение решающего звена от афферентных к эфферентным системам, сигнализирующим о состоянии мышц и положении конечности в пространстве.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Нейропсихология движений 400 руб.
  • Реферат Нейропсихология движений 260 руб.
  • Контрольная работа Нейропсихология движений 220 руб.

Обратная афферентация включает зрительно-пространственную координацию, систему кинестетических сигналов, контроль и коррекцию ошибочных действий.

С поступлением афферентных сигналов происходит сличение результата выполняемого действия с исходным намерением.

Любое движение, выполняемое человеком, является сложной многоуровневой системой, и каждый уровень имеет свою «ведущую афферентацию» и свой набор регулируемых движений.

Специалисты выделяют следующие уровни регуляции движений:

  • руброспинальный;
  • таламо-паллидарный;
  • пирамидно-стриальный;
  • теменно-премоторный;
  • корковый «символический».

Характерным для всех этих уровней является то, что они объединяют в единую систему непроизвольные и произвольные движения.

Руброспинальный и таламо-паллидарный уровни отвечают за регуляцию непроизвольных движений – это гладкая мускулатура, тремор, тонус и др.

Все остальные уровни связаны с регуляцией произвольных двигательных актов всего тела и отдельных его частей – речевого аппарата, рук, лица и др.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Произвольные движения, таким образом, являются набором различных движений, которые регулируются разными уровнями нервной системы и управляются афферентными импульсами.

Нарушения произвольных движений и действий

Сложными двигательными расстройствами являются нарушения произвольных движений и действий, что связано с поражением коркового уровня двигательных функциональных систем.

Данные нарушения неврологи и нейропсихологи называют апраксиями.

Апраксии представляют собой параличи, парезы, нарушения мышечного тонуса, тремор и не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами.

Читайте также:  Прогестерон инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Proge

Анализируя нарушения двигательных функций, А.Р. Лурия разработал классификацию апраксий. В основу своей классификации он положил анализ нарушений двигательных функций больных.

У больных с этими нарушениями поражено левое полушарие головного мозга.

Поражения корковых зон правого полушария и нарушения произвольных движений и действий исследованы в меньшей степени, что является актуальной задачей современной нейропсихологии.

Единая классификация апраксий пока не разработана.

В своей классификации А.Р. Лурия выделяет кинестетическую, пространственную, кинетическую, регуляторную апраксию.

Кинестетическое нарушение возникает при поражении нижних отделов коркового ядра двигательного анализатора в основном левого полушария. При данном поражении страдает кинестетическая основа движений, которая становится плохо управляемой. У больных это проявляется в нарушении движений при письме, в правильном воспроизведении различных поз руки.

Кинестетическое нарушение будет иметь двусторонний характер при поражении левого полушария, если поражено правое полушарие проявление чаще наблюдается в одной левой руке.

Пространственная апраксия возникает, когда есть повреждение теменно-затылочных отделов коры на границе 19 и 39 полей при поражении левого полушария или при двусторонних очагах.

Рисунок 1. Пространственная апраксия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основой этой формы нарушений становится расстройство зрительно-пространственных синтезов, нарушаются пространственные представления «вверх-вниз», «правое-левое».

Страдает в этом случае зрительно-пространственная афферентация движений. Больные при таких случаях самостоятельно не могут одеться и застелить постель.

При кинетической апраксии поражены нижние отделы премоторной области коры больших полушарий, что проявляется в нарушении последовательности движений – предметных действий, рисования, письма, как правило, в обеих руках.

Регуляторная форма нарушений возникает при поражении конвекситальной префронтальной коры кпереди от премоторных отделов. Она протекает на фоне полной сохранности тонуса и мышечной силы. У больных происходит отключение сознательного контроля над выполнением движений.

Элементарные двигательные расстройства

Локальные поражения мозга приводят к нарушениям двигательных функций, которые подразделяются на относительно элементарные и более сложные.

Причиной таких расстройств является поражение подкорковых звеньев пирамидной и экстрапирамидной систем.

В прецентральной области располагается корковое звено пирамидной системы 4-го поля, при поражении которого наблюдаются парезы или параличи конечностей, туловища.

Расстройства наблюдаются на стороне противоположной поражению – это вялый паралич, со сниженным мышечным тонусом.

При поражении 6-го и 8-го поля коры возникает спастический паралич – это выпадение соответствующих движений на фоне повышения мышечного тонуса.

Неврологические симптомы поражения коркового звена экстрапирамидной системы дают нарушения и сложных произвольных движений.

Если поражаются пирамидные пути в подкорковой области мозга, то происходит полное выпадение движений на противоположной стороне.

При грубых очагах полное выпадение движений конечностей будет одностороннее.

Различные двигательные расстройства, подразделяющиеся на динамические и статические, возникают при поражении корковых и подкорковых звеньев экстрапирамидной системы.

Голова, глаза, туловище поворачиваются в противоположную сторону при раздражении 6-го и 8-го поля экстрапирамидной системы.

Такие заболевания, как болезнь Паркинсона, Альцгеймера, Пика, кровоизлияния в область базальных ядер, опухоли поражают подкорковую стриопаллидарную систему. В результате возникает общая неподвижность, адинамия, трудности передвижения.

У таких больных нарушается тонус, составляющий основу позы и двигательные акты – больные становятся инвалидами и не могут себя обслуживать.

Частичное поражение зоны паллидума приводит к патологии и подергиванию конечностей.

Ещё одним видом двигательных симптомов при поражении стриопаллидарной системы является нарушение мимики, выступающей в форме амимии, что значит маскообразное лицо, и в форме общей обездвиженности.

Иногда это может быть форма насильственного смеха, плача, бега, насильственной ходьбы.

Другие структуры экстрапирамидной системы изучены меньше. Исключение составляет мозжечок, представляющий собой важный центр координации разных двигательных актов.

Мозжечок – это «орган равновесия». Поражение мозжечка приводит к разнообразным двигательным расстройствам.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Пять основных уровней построения движений Н.А. Бернштейна

Уровни построения движений Н.А. Бернштейна: уровень рубро-спинальный палеокинетических регуляций, синергий и штампов (таламо-паллидарный), пирамидно-стриальный уровень пространственного поля, теменно-премоторный, интеллектуальных двигательных актов.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.10.2011
Размер файла 16,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Рубро-спинальный уровень палеокинетических регуляций

2. Уровень синергий и штампов или таламо-паллидарный уровень

3. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля

4. Теменно-премоторный уровень действий D

5. Уровень интеллектуальных двигательных актов

построение движение уровень бернштейн

Чем сложнее (точнее, осмысленнее, предметнее) двигательная задача, тем более высоким является «уровень построения движения» и тем более высокие уровни нервной системы принимают участие в решении этой задачи и реализации соответствующих движений.

Н.А. Бернштейн выделил и подробно описал пять основных уровней построения движений, обозначив их латинскими буквами А, В, С, D, Е.

1. Рубро-спинальный уровень палеокинетических регуляций

Самый древний в филогенетическом отношении — уровень А, который называется уровнем «палеокинетических регуляций», или рубро-спинальный уровень, по названию анатомических «субстратов», которые отвечают за построение движений на этом уровне: «красное ядро» выступает «высшей» регулирующей инстанцией этого уровня построения движений, к которому имеют отношение и другие подкорковые структуры.

Читайте также:  Кодирование диагнозов пациентов кодом МКБ-10 со звездочкой (а не с крестиком ) обошлось клинике в 25

Древнейшими двигательными аппаратами, сохранившимися у человека со времени наиболее примитивных многоклеточных организмов, являются подвижные системы внутренностей, оснащённые гладкой мускулатурой и иннервируемые от вегетативной нервной системы. Вся совокупность нервных и мышечных элементов группы заслуживает названия палеокинетической системы.

У человека он не имеет самостоятельного значения, но он определяет мышечный тонус и участвует в обеспечении любых движений совместно с другими уровнями. Есть некоторые формы двигательной активности, которые осуществляются только за счёт данного уровня (например, вибрато у скрипачей), а также ряд непроизвольных движений (дрожь от холода, вздрагивание, стучание зубами от страха). Уровень А у человека практически никогда не бывает ведущим уровнем построения движений. Этот уровень начинает функционировать с первых недель жизни новорождённого.

2. Уровень синергий и штампов или таламо-паллидарный уровень

Второй — уровень В — называется также уровнем «синергии и штампов», или таламо-паллидарным уровнем, поскольку его анатомическим субстратом являются зрительные бугры в качестве афферентационных центров и бледные тела в качестве эффекторных.

Он отвечает за так называемые синергии, т.е. высокослаженные движения всего тела, за ритмические и циклические движения типа «ходьбы» у младенцев, «штампы» — например, стереотипные движения типа наклонов, приседаний. Этот уровень обеспечивает анализ информации о расположении отдельных конечностей и мышц безотносительно к конкретным условиям осуществления соответствующих движений. Поэтому он отвечает, например, за бег вообще (скажем, за бег на месте) как переменную работу различных групп мышц. Однако реальный бег совершается по какой-нибудь конкретной поверхности со своими неровностями и препятствиями, и чтобы он стал возможным, необходимо подключение других, более высоких уровней построения движений. Этот уровень отвечает также за автоматизацию различных двигательных навыков, выразительную мимику и эмоционально окрашенные пантомимические движения.

Этот уровень начинает функционировать уже во втором полугодии жизни ребёнка.

3. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля

Уровень С, называемый уровнем пространственного поля, или пирамидно-стриальным, поскольку его анатомическим субстратом выступают уже некоторые корковые структуры, образующие так называемые пирамидные и экстрапирамидные системы, обеспечивает ориентацию субъекта в пространстве. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания. На этот уровень поступает информация о состоянии внешней среды от экстерорецепторных анализаторов. Поэтому этот уровень отвечает за построение движений, приспособленных к пространственным свойствам объектов к их форме, положению, весу и другим особенностям. Это область точности и меткости.

Движения, выполняемые на данном уровне, носят отчетливо целевой характер: они ведут откуда-то, куда-то и зачем-то. Соответственно они имеют начало, середину и конец. Среди них все переместительные движения.

Таковы, к примеру, плавание, прыжки в длину, высоту, вольные акробатические упражнения, движения рук машинистки или пианиста по клавиатуре, движения наматывания, т.е. такие, где требуется учет «пространственного поля».

Созревание начинается очень рано-на первом году жизни, продолжается на протяжении всего детства и даже юности.

4. Теменно-премоторный уровень действий

Еще более высоким уровнем является уровень D, называемый также теменно-премоторным, поскольку его анатомическим субстратом являются исключительно кортикальные структуры в теменно-премоторных областях. Он называется также уровнем предметных действий, поскольку обеспечивает взаимодействие с объектами в соответствии с их предметными значениями. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами.

Примеры движений на этом уровне: питье из чашки, снятие шляпы, завязывание галстука, изображение домика или человека, все орудийные действия, манипуляции с предметами (движения жонглёра, фехтовальщика). Речь идет о выполнении именно действий, а не операций, т.е. цель действия, строящегося на этом уровне, может быть достигнута разными способами (за осуществление операций отвечают другие уровни).

5. Уровень интеллектуальных двигательных актов

Уровень Е (Н. А. Бернштейн говорил, что этот уровень наименее изучен в физиологии активности, — возможно, это даже не один, а несколько уровней) отвечает за «ведущие в смысловом отношении координации речи и письма», которые объединены уже не предметом, а отвлеченным заданием или замыслом. Таковы, например, речевые и другие движения читающего лекцию преподавателя, танец балерины и т.п.

Здесь речь уже идет о передаче научных знаний или замысла художника, что предполагает, исключительно произвольный уровень регуляции разворачивающихся действий.

Анатомический субстрат движений данного уровня еще не вполне изучен, хотя Н. А. Бернштейн подчеркивал несомненное участие в произвольной регуляции движений лобных долей коры головного мозга, ссылаясь на работы А. Р.Лурия.

Как правило, в построении действий человека принимают участие структуры всех уровней, хотя иногда более простые движения регулируются лишь низшими уровнями. В принципе одно и то же движение может строиться на различных уровнях, если включается в решение разных задач. Строго говоря, это движение не будет «одним и тем же» (как было показано выше, даже амплитуда движений рук раненых бойцов увеличивается, если больной выполняет более значимую для него работу). Поэтому можно изменить характер протекания движений, изменив его смысл для человека.

В организации сложных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней — тот, на котором строится данное движение (он называется ведущим), и все нижележащие уровни.

К примеру, письмо — это сложное движение, в котором участвуют все пять уровней. Проследим их, двигаясь снизу вверх.

Читайте также:  Эндоскопическая видеоларингоскопия в Краснодаре - Лор-клиника; Солнце

Уровень А обеспечивает прежде всего тонус руки и пальцев.

Уровень B придает движениям письма плавную округлость, обеспечивая скоропись. Если переложить пишущую ручку в левую руку, то округлость и плавность движений исчезает: дело в том, что уровень B отличается фиксацией «штампов», которые выработались в результате тренировки и которые не переносятся на другие двигательные органы (интересно, что при потере плавности индивидуальные особенности почерка сохраняются и в левой руке, потому что они зависят от других, более высоких уровней). Так что этим способом можно вычленить вклад уровня B.

Далее, уровень C организует воспроизведение геометрической формы букв, ровное расположение строк на бумаге.

Уровень D обеспечивает правильное владение ручкой, наконец, уровень Е — смысловую сторону письма.

Развивая это положение о совместном функционировании уровней, Н. А. Бернштейн приходит к следующему важному правилу: в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне; работа нижележащих, или «фоновых», уровней, как правило, не осознается.

Когда субъект излагает на бумаге свои мысли, то он осознает смысл письма: ведущим уровнем, на котором строятся его графические движения, в этом случае является уровень Е. Что касается особенностей почерка, формы отдельных букв, прямолинейности строк и т. п.. то все это в его сознании практически не присутствует

Формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях.

Проиллюстрирую это следующим примером, заимствуя его у Н. А. Бернштейна. Возьмем круговое движение руки; оно может быть получено на уровне А: например, при фортепианном вибрато кисть руки и суставы пальцев описывают маленькие круговые траектории. Круговое движение можно построить и на уровне B, например включив его в качестве элемента в вольную гимнастику. На уровне С будет строиться круговое движение при обведении контура заданного круга. На уровне предметного действия D круговое движение может возникнуть при завязывании узла. Наконец, на уровне Е такое же движение организуется, например, при изображении лектором окружности на доске. Лектор не заботится, как заботился бы учитель рисования, о том, чтобы окружность была метрически правильной, для него достаточно воспроизведения смысловой схемы.

Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения.

Из вышеизложенного явствует, что концепция неклассической физиологии Н.А. Бернштейна помогает подойти к диалектическому решению психофизиологической проблемы. Анатомо-физиологические структуры здесь всего лишь инструменты для реализации задач деятельности субъекта. То, какие именно структуры участвуют в обеспечении построения движений человека, зависит от того, какое место занимает это движение в структуре деятельности субъекта, какой смысл оно имеет для него. Образно говоря, мозг и нервная система в целом — инструмент, с помощью которого человек «проигрывает мелодии своей жизни».

Бернштейн Н.А. О построении движения: научное издание.; М.; Медгиз, 1947.-255с

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность./ О.Г. Газенко// М.; Наука,1990.-495с

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Уровни регуляции произвольных движений и действий. Путь двигательного анализатора и строение сензомоторных отделов коры. Экстрапирамидная система. Нарушения двигательных функций. Поражение коркового звена, подкорковых структур и мозжечка. Формы апраксий.

презентация [405,6 K], добавлен 13.03.2014

Характеристика основных структурных уровней организации живой материи: молекулярного, клеточного, организменного, популяционно-видового, биогеоценотического, биосферного. Их компоненты, основные процессы. Науки, ведущие исследования на данных уровнях.

презентация [687,0 K], добавлен 09.11.2012

Молекулярно-генетический уровень организации живого. Схема строения ДНК. Экспрессия гена как процесс реализации информации, закодированной в нем. Центральная догма молекулярной биологии. Транскрипционный аппарат клетки. Схемы транскрипции и сплайсинга.

презентация [725,1 K], добавлен 21.02.2014

Гипотезы о возникновении электричества в живых тканях. Теория Дюбуа-Реймона, теоретическое объяснение потенциала повреждения. Исследование осмоса, проявление «жизненной силы» растений. Мембранная теория биопотенциалов Ю. Бернштейна и ее доказательства.

реферат [712,7 K], добавлен 08.08.2009

Уровни организации живой природы, их характеристика. Особенности молекулярного, клеточного, организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней. Основные методы и приемы познания живой природы. Описательный и исторический методы.

презентация [3,2 M], добавлен 05.12.2011

Электромагнитные взаимодействия как определяющий уровень организации материи. Сущность живого, его основные признаки. Структурные уровни организации живой материи. Предмет биологии, ее структура и этапы развития. Основные гипотезы происхождения жизни.

лекция [28,4 K], добавлен 18.01.2012

Движение плода как один из первых важнейших признаков роста и развития эмбриона. Виды двигательной активности плода: висцеральная, нейромышечная. Значение компактных и размашистых типов движений эмбриона. Основные этапы развития дыхательной функции.

презентация [1,7 M], добавлен 19.01.2013

Процесс возникновения нервного импульса в организме, его основные стадии и особенности. Научные позиции Германа и Бернштейна, их отличительные черты. Гипотеза Ходжкина и Хаксли, опыты по ее доказательству. Явление аккомодации и условия его возникновения.

реферат [653,0 K], добавлен 08.08.2009

Строение и типы мышц. Изменение макро- и микроструктуры, массы и силы мышц в разные возрастные периоды. Основные группы мышц, их функции. Механизм мышечного сокращения. Формирование двигательных навыков. Совершенствование координации движений с возрастом.

реферат [15,6 K], добавлен 15.07.2011

Аминокислотный состав белков в организмах, роль генетического кода. Комбинации из 20 стандартных аминокислот. Выделение белков в отдельный класс биологических молекул. Гидрофильные и гидрофобные белки. Принцип построения белков, уровень их организации.

творческая работа [765,3 K], добавлен 08.11.2009

Ссылка на основную публикацию
Ультразвуковой SMAS-лифтинг Альтера в Москве — Цены 2020
Смас лифтинг аппарат ulthera system со скидкой в москве Главная Объявления Магазины Услуги Помощь Блог Русский Українська English Srpski Deutsch...
Узловой зоб что нужно знать пациенту
Что вы знаете о щитовидной железе? Мы рады приветствовать тех, кто открыл эту страничку. Этой статьей мы хотим сформировать у...
Узлы в щитовидной железе, рак симптомы, диагностика и лечение — Сибирский медицинский портал
Обратная связь Отправить вопрос Необходимо оценить, произошло ли увеличение размеров узла в течение последнего года, если да - выполнить пункционную...
Уменьшена Щитовидная Железа Причины Проявления Диагностика Щитовидка
Щитовидная железа уменьшена Причины уменьшения щитовидной железы, симптомы и последствия Уменьшение размеров щитовидной железы не так уж часто встречается (по...
Adblock detector